Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как скажется госрегулирование на ценах на бензин?

Как скажется госрегулирование на ценах на бензин?

В Госдуму внесён законопроект, предполагающий введение государственного регулирования цен на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 года. Авторами инициативы стали депутаты фракции КПРФ. Они предлагают установить предельный уровень торговых надбавок к ценам. Предполагается, что эти нововведения дополнят федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». 

Вырастут ли цены на топливо в случае принятия закона?

По словам авторов законопроекта, идея о внесении поправок возникла в связи с резким скачком цен на бензин в первой половине 2018 года. Они отмечают, что нововведение обезопасит потребителей от резких скачков цен. «Предлагаемая мера позволит обеспечить механизм государственного регулирования ценообразования на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов РФ и гарантировать защиту потребителей от сильных ценовых колебаний на этом рынке и резкого роста вынужденных расходов на автомобильный бензин, что приведет к снижению социальной напряженности в регионах РФ», — говорят депутаты в пояснительной записке к законопроекту.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что инициатива депутатов является контрпродуктивной для развития нефтяной отрасли страны. «Введение регулирования цен на топливо предполагает, что на него будут установлены тарифы — какую цену государство посчитает нужным установить, такая и будет. Если она будет ниже, чем сейчас, нефтяные компании либо сразу престанут продавать бензин и дизель на внутренний рынок, либо обанкротятся. Если же цены останутся на нынешнем уровне, ситуация в отрасли будет зависеть от уровня инфляции, нефтяных цен на мировом рынке», — говорит эксперт. 

Юшков говорит, что инициатива депутатов КПРФ — это чистый популизм. «Конечно, предложение депутатов КПРФ похвально с точки зрения того, что они хотят вернуться к идеям коммунизма и социализма. Но на самом деле, они пытаются продемонстрировать, что заботятся о населении, прекрасно понимая, что эта инициатива не пройдет», — считает эксперт.

Игорь Юшков отмечает, что в России есть другие, более реальные способы поддержать нефтяную отрасль. «Мы с 1991 года строим рыночную модель отрасли, странно через столько лет возвращаться к какому-то регулированию. Пример — Венесуэла, в которой самые низкие цены на топливо. Страна в нищете, в ней экономический кризис, отрасль закрывается — это результат регулирования цен на нефтепродукты, когда нет рыночной ситуации. Нам нужно не регулировать цены, а создавать условия, когда компании сами будут конкурировать, вследствие чего будет понижаться цена на бензин и дизель. К тому же государству сейчас и так достаточно инструментов для регулирования цены на нефтепродукты. В конечную цену продукта только на 15-20% входит стоимость самой нефти и затрат на её переработку, остальное составляют пошлины, сборы, акцизы», — отмечает специалист. 

Автор: Мария Волуйская

Источник: Аргументы и факты, 09.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики