Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» придется платить больше НДПИ

«Газпрому» придется платить больше НДПИ

Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс, теперь налоговая нагрузка на «Газпром» вырастет

В четверг, 5 июля, Госдума приняла в третьем чтении поправки в Налоговый кодекс. Они предусматривают рост налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ для «Газпрома»: коэффициент, который учитывается при расчете налога на период с 1 сентября по 31 декабря 2018 г., повышается с текущих 1,4022 до 2,055. Поправки в Налоговый кодекс внесло правительство. Их должен одобрить Совет Федерации и подписать президент.

В 2016 г. «Газпром» заплатил 613,7 млрд руб. НДПИ, в прошлом году – 915,6 млрд руб., а за I квартал 2018 г. – 233,3 млрд руб. Поправки необходимы для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета – 72 млрд руб., пояснил на заседании думского комитета по бюджету замминистра финансов Илья Трунин, передает «Интерфакс». Недостача возникла из-за неполной уплаты «Газпромом» дивидендов за 2017 г.

Согласно распоряжению правительства от 2016 г. все госкомпании должны платить акционерам 50% от чистой прибыли по МСФО или РСБУ (смотря что больше), но «Газпром» второй год подряд платит меньше. 

В 2017 г. компания отдала акционерам 190 млрд руб. (20% от чистой прибыли) и столько же – в этом году (26% чистой прибыли).

Чистая прибыль «Газпрома» за 2017 г. была 730,7 млрд руб. Если бы компания заплатила половину, то на долю государственного «Роснефтегаза» (10,97% акций «Газпрома»), Росимущества (38,37%) и подконтрольной ему «Росгазификации» (0,89%) пришлось бы суммарно около 182 млрд руб. Но достанется 95 млрд руб. согласно уже утвержденным дивидендам на годовом собрании в июне.

«Почти половина акций «Газпрома» находится в свободном обращении», – напоминает структуру собственников компании директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Для государства нет резона настаивать на увеличении дивидендов, поскольку половина из них государству все равно не достанется. Есть другие варианты повышения собираемости в бюджет с «Газпрома» – например, как раз за счет изменения фискальной нагрузки, говорит он. «Это наиболее неприятный вариант для миноритариев – государство, по сути, изымает доходы из компании в обход их, – считает эксперт. – На финансовых показателях компании повышение налоговой нагрузки не скажется – оно будет с лихвой компенсировано ростом средних цен реализации газа в Европе».

72 млрд руб., которые Минфин планирует через НДПИ изъять в бюджет, не станут большой проблемой для «Газпрома», но могут увеличить его долговую нагрузку в условиях необходимости концентрировать ресурсы на завершении ключевых инвестпроектов, говорит замдиректора Фонда национальной энергобезопасности Алексей Гривач.

Рост НДПИ может привести к снижению финансовых результатов за 2018 г. и «Газпрому» придется изыскивать резервы, говорил зампред правления компании Андрей Круглов в конце июня. 

Автор: Виталий Петлевой

Источник: Ведомости, 05.07.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики