Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Путин и Меркель обсудят Сирию, Украину, санкции США и "Северный поток-2"

Путин и Меркель обсудят Сирию, Украину, санкции США и "Северный поток-2"

Президент РФ Владимир Путин в субботу в Германии на переговорах с канцлером ФРГ Ангелой Меркель обсудит урегулирование ситуации в Сирии, на Украине, санкции США и реализацию крупных международных коммерческих проектов, включая "Северный поток-2". 

В Германию российский лидер приедет из Австрии, где он намерен посетить свадьбу главы австрийского МИД Карин Кнайсль. По словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, поездка в Австрию будет носить частный характер. Кнайсль пригласила Путина на свадьбу во время его визита в Вену 5 июня, отмечает РИА Новости. 

ПРОГРАММА

По данным официального представителя правительства ФРГ Штеффена Зайберта, российско-германские переговоры пройдут в замке Мезеберг, расположенном в 70 километрах к северу от Берлина. Встреча состоится через три месяца после переговоров с Меркель в Сочи.

Перед началом переговоров Путин и Меркель сделают заявление для прессы. Песков объяснил такой необычный формат началом переговоров во второй половине дня.

"Чтобы не ограничивать себя по времени, с учетом того, что все-таки это суббота, совсем поздно делать заявления, с информационной точки зрения не совсем удобно", — отметил Песков, добавив, что при необходимости общественность будет проинформирована об итогах.

Ранее Песков заявлял, что лидеры проведут "сверку часов" по всем важнейшим проблемам. "Это, конечно, и международный круг вопросов — это и Украина, это и Сирия, это и рестрикции, с которыми так или иначе сталкиваются сейчас многие страны, и с последствиями этих рестрикций", — сказал Песков.  

Сама Меркель накануне встречи заявила, что количество общих проблем, от Украины и Сирии до экономического сотрудничества, делает постоянный диалог с Россией оправданным. Она подчеркнула, что в Берлине хотят хороших отношений с Москвой.

"Эта рабочая встреча, от нее не надо ждать особых результатов", — отметила канцлер.

После объявления визита Путина немецкий бизнес приветствовал встречу лидеров России и Германии, рассчитывая на продолжение диалога в целях разрешения проблем и реализации новых проектов.

СИРИЯ

Переговоры Путина и Меркель будут проходить на фоне перехода Сирии к мирной жизни, возвращения в страну беженцев и формирования конституционной комиссии.

Заместитель директора по научной работе Института Европы РАН Владислав Белов считает, что Путин призовет страны ЕС присоединиться к восстановлению Сирии, так как они заинтересованы в возвращении беженцев в эту страну. По его мнению, Меркель в этом потенциально заинтересована, поскольку отток беженцев будет означать для нее и повышение рейтинга, и повышение ее капитализации как европейского политика, заинтересованного в урегулировании миграционного кризиса.  

Путин и Меркель также могут обсудить турецкую инициативу о четырехстороннем саммите Россия-Турция-Германия-Франция. В июле президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что 7 сентября в Стамбуле состоится этот саммит. По его словам, на повестке — Сирия и другие региональные проблемы. Замглавы МИД РФ Михаил Богданов говорил, что саммит может привести к появлению новых идей по урегулированию сирийского кризиса.

Однако накануне пресс-секретарь президента РФ сообщил, что пока такой встречи на повестке дня в согласованном виде нет. В пятницу высокопоставленный источник, знакомый с ходом переговоров, сообщил, что РФ готова участвовать в организуемом Анкарой саммите, однако эта встреча согласована не всеми ее участниками.

Меркель намерена поднять на встрече с Путиным вопрос о проведении подобного саммита. "Встреча при участии Германии, Франции, Турции и России может иметь смысл, это должно быть хорошо подготовлено. Поэтому даты встречи пока нет", — сказала Меркель.

Трехсторонний саммит Россия-Турция-Иран по Сирии запланирован на первую декаду сентября.

Вооруженный конфликт между властями и оппозицией продолжается в Сирии с марта 2011 года. Урегулирование обсуждается на площадках Астаны и Женевы, а прошедший 30 января в Сочи конгресс сирийского нацдиалога стал первой с начала конфликта попыткой собрать на одной переговорной площадке широкий состав участников. Главным результатом конгресса стало решение о создании конституционной комиссии, которая будет работать в Женеве. 

Предполагается, что конституционная комиссия будет состоять из делегаций сирийского правительства, оппозиции и представителей гражданского общества. Власти и оппозиция уже представили свои списки, в каждом из которых по 50 человек. Теперь нужно сформировать третью часть этого комитета, а после обсуждения всех кандидатур сформировать итоговый состав.

На встречах, состоявшихся на полях Астаны-10 в Сочи, спецпредставитель ООН по делам Сирии Стаффан де Мистура представил странам-гарантам предварительные списки комиссии и способы назначения ее членов. Спецпосланник намерен провести в начале сентября в Женеве формальные консультации с Ираном, Россией и Турцией, чтобы начать обсуждение итогового списка.

При этом пока стороны конфликта по-разному видят смысл работы комиссии. Член оппозиционной Сирийской комиссии по переговорам Фирас аль-Халиди говорил ранее РИА Новости, что СКП требует новую конституцию, а не поправок к ней. В свою очередь замглавы МИД Сирии Фейсал Микдад заявлял РИА Новости, что Дамаск готов обсудить лишь пересмотр ряда пунктов в действующей конституции.

АМЕРИКАНСКИЕ САНКЦИИ И ТОРГОВЫЕ ВОЙНЫ

Москва намерена на переговорах обсудить и проводимую США политику санкций.  

Ранее США заявили о готовности вводить вторичные санкции против стран, которые продолжат сотрудничество с Ираном после полноправного вступления в силу первой волны санкций. Президент США Дональд Трамп 8 мая объявил, что Вашингтон выходит из соглашения с Ираном по ядерной программе, достигнутого "шестеркой" международных посредников (Россия, США, Британия, Китай, Франция, Германия) в 2015 году, и сообщил о восстановлении всех санкций против Ирана, в том числе и вторичных, то есть в отношении других стран, ведущих бизнес с Ираном.

На прошлой неделе Трамп заявил, что санкционировал повышение вдвое пошлин на алюминий и сталь из Турции — до 20% и 50% соответственно. Такое решение вызвало обвал турецкой лиры до исторического минимума — более 7 лир за доллар. Лира укрепилась в среду и четверг на 19% после сообщения о том, что Катар намерен инвестировать в турецкую экономику 15 миллиардов долларов. Турция в ответ на санкции США резко повысила пошлины на 22 вида американских товаров. В частности, повышены пошлины на импортируемые из США табак, алкоголь, автомобили, косметические изделия, рис и фрукты. Общее повышение пошлин составляет 533 миллиона долларов.

Однако финансовую поддержку Турции лидеры РФ и Германии вряд ли будут обсуждать.

"Я не думаю, что это будет фигурировать каким-то образом, это же надо обсуждать с Турцией, как это можно обсуждать без Турции", — пояснил Песков.

Советник Института современного развития Никита Масленников считает, что Путин и Меркель не обойдут стороной вопросы перезагрузки Всемирной торговой организации.  

"Нельзя сегодня не задумываться о вопросах перезагрузки ВТО. Госпожа Меркель и ранее высказывалась о том, что риски торговых войн — очень существенны, и для немцев ситуация с торговыми войнами и последующими адекватными решениями в плане перезагрузки многосторонних правил международной торговли — это вопрос принципиальный. Я думаю, это может стать предметом обмена мнениями", — предположил он.

Ряд аналитиков не исключает, что стороны затронут и проблематику расчетов в национальных валютах. Немецкий политолог Александр Рар отмечает, что Германия по-прежнему скептически относится к идее перехода на евро в расчетах с Россией, однако эта тема вполне может быть косвенно затронута на встрече.

"Возможно, Россия могла бы выступить с таким предложением, но, с точки зрения Берлина, принятие подобной инициативы станет чем-то вроде объявления торговой войны США. А немцы дорожат трансатлантическим союзником", — сказал Рар.

Большинство экспертов сходятся во мнении, что этот вопрос требует проработки, и решение, если и будет приниматься, то не на этих переговорах.

"Но сигнал взаимный два лидера могли бы подать американскому руководству достаточно отрезвляющий", — добавил Масленников.

СЕВЕРНЫЙ ПОТОК

Двусторонние отношения, реализация крупных коммерческих проектов на фоне угроз им от третьих стран также, по данным Пескова, станет темой обсуждения.

"Я имею в виду, конечно, "Северный поток-2" и иные вопросы, которые стороны посчитают необходимым затронуть", — отметил пресс-секретарь.  

Против реализации "Северного потока-2" выступает ряд стран, в частности, Украина, которая опасается потерять доходы от транзита российского газа, и США, имеющие амбициозные планы экспорта в Европу своего СПГ. Кроме того, Латвия, Литва и Польша совместно заявляли, что не одобряют строительства. Их лидеры также уверены, что это политический проект.

При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявлял, что проект "Северный поток-2" является исключительно коммерческим и не имеет политической подоплеки. По его словам, "Северный поток-2" — крупный международный проект, направленный в том числе на обеспечение энергобезопасности Европы.

Канцлер ФРГ Ангела Меркель, со своей стороны, неоднократно отмечала, что Берлин рассматривает проект "Северный поток-2" как коммерческий. Однако при этом она увязывает его реализацию с сохранением транзита российского газа через Украину.

Проект "Северный поток-2" предполагает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Разрешение на строительство уже выдали ФРГ, Финляндия и Швеция. Финансовый директор Uniper (один из европейских партнеров "Газпрома" по проекту) Кристофер Дельбрюк сообщил, что реализация проекта "Северный поток-2" идет по плану, в конце июля в Германии началась укладка первых труб газопровода.  

"Возможно, Меркель опять скажет, что важно сохранить транзитную роль Украины, а Путин ответит, что это возможно, если будет экономически обоснованное предложение из Киева и гарантии безопасности транзита", — считает заместитель гендиректора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Германия — ключевой энергетический партнер РФ в Европе. Основные поставки газа "Газпрома" в Западной Европе идут в Германию, более того, страна продолжает увеличивать закупки российского газа. В 2017 году поставки газа в ФРГ из РФ выросли на 7,2% — до 53,4 миллиарда кубометров, и рост продолжается: за первое полугодие 2018 года РФ поставила в Германию на 12,4% больше газа, чем за шесть месяцев 2017 года — 29,5 миллиарда кубометров.

По данным Минэкономразвития РФ, за пять месяцев 2018 года объем российско-германской торговли вырос на 25% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составил 24,3 миллиарда долларов. При этом российский экспорт в Германию увеличился на 29,2%, до 13,9 миллиарда долларов, а импорт вырос на 19,9%, до 10,4 миллиарда долларов.

Положительное для России сальдо торгового баланса составило 3,6 миллиарда долларов против 2,2 миллиарда долларов за соответствующий период 2017 года. Общий объем накопленных российских инвестиций в экономике Германии по состоянию на 1 января 2018 года составляет 9,2 миллиарда долларов (включая долговые инструменты).

Источник: Sputnik Молдова, 18.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики