Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

А. Пасечник: В России не ожидается массовое банкротство независимых АЗС

Эксперты прогнозируют в августе 2018 года новый виток роста оптовых цен на топливо. Это грозит усложнить ситуацию для независимых АЗС, которые весной и так были поставлены на грань выживания. Такие заправки покупают топливо у нефтекомпаний и вынуждены либо торговать в убыток, либо повышать цены. Для того, чтобы остаться на рынке, небольшие сети АЗС могут быть вынуждены либо уходить под франшизы крупных нефтяников, либо снижать качество топлива.

Какую роль сыграет новое удорожание топлива на оптовом рынке, стоит ли ждать повышения розничных цен, Агентству нефтегазовой информации рассказал руководитель аналитического управления российского Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

- Проблема перманента, на самом деле. Центр прибыли сосредоточен в опте, чтобы хоть как-то справляться с удержанием розничных цен, ВИНКи индексируют оптовую надбавку. Сказывается и изменчивая ситуация на бирже, индексы растут, что создает определенные сложности для независимых сбытовиков.

Что касается роста цен на розничном рынке, то это в первую очередь проблема сложившейся олигополии. Такая ситуация наблюдается уже приблизительно 10 лет и изменений в ближайшее время не предвидится. Это и понятно, ведь остается весьма благоприятной и внешняя конъектура, большой объем топлива уходит за периметр страны. Также накладывается и сезонная составляющая по ремонту НПЗ в сентябре и это провоцирует определенные изменения на рынке. Весной 2018 года такие изменения были погашены пересмотром акцизной политики, после чего мы смогли наблюдать небольшое снижение стоимости автомобильного топлива.

По сути, было применено ручное регулирование цен. Договоренности с нефтяниками были не бессрочными, а лишь на месяц. В итоге и вышло, что рынок опять стали расшатывать. Скорее всего, данная ситуация приведет к повторному совещательному режиму. Мы уже наблюдаем, что ФАС рекомендует нефтекомпаниям в сентябре ограничить экспорт бензина, удалось достичь договоренностей с «Сургутнефтегазом». Возможно, следует ожидать и согласия других ведущих игроков рынка. Но в данном случае следует решить – то ли мы идем по пути построения рынка, либо по пути у государственного регулирования. В сфере традиционного монопольного уклада рынок пока построить не удается.

Я думаю, что ситуацию с независимыми АЗС несколько сгущают. Пока и речи не может идти о массовом банкротстве независимых АЗС. Кстати, по численности они занимают 60% топливного рынка России, ВИНКи – 40%.

Следует отметить, что независимые АЗС делают уклон на сторонние механизмы для развития, так называемый «сникерсовый» и «кофейный» бизнес. Они создают полноценные автозаправочные комплексы, в которых для потребителя представлены все необходимые услуги.

Сложности на топливном рынке существуют,  как их решать, пока рецептов нет. Есть попытки, но как мы видим власть старается удерживать цены в рамках годовой инфляции. Примечательно, что в прошлом году этого сделать не удалось. Как будет в этом? Думаю, что цена также может выйти за лимиты. 

Опубликовано: Агентство нефтегазовой информации, 24.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики