Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Не для Трампа: в Европе развивают терминалы СПГ под российский газ

Не для Трампа: в Европе развивают терминалы СПГ под российский газ

На переговорах в Вашингтоне председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал Дональду Трампу увеличить закупку американского СПГ и развивать в Европе инфраструктуру для его приема. Пока, однако, это делают под сжиженный газ из России.

В Еврокомиссии (ЕК) заявили, что зарезервировали $ 325 млн под четыре терминала СПГ, которые будут запущены в 2018—2020 годах. В программу финансирования ЕК попали, например, расширение терминала в Греции и строительство новых на острове Крк в Хорватии и Кипре. Эти проекты были запланированы еще до переговоров в Вашингтоне, а сам Жан-Клод Юнкер уточнял журналистам, что европейские компании станут закупать американский СПГ, если это будет выгодно. Поэтому планы и заявления о широкомасштабных закупок сжиженного газа из Соединенных Штатов, скорее, обещания. А вот расширение европейских мощностей под российский СПГ — уже реальность.

Терминал в бельгийском Зеебрюгге — самый ликвидный терминал в Европе и один из нескольких в мире, способных принимать танкеры самого разного водоизмещения. Построенный еще в 1987 году, терминал СПГ может сегодня переваливать ежегодно 9 млрд кубометров газа в год. Его собственник, оператор газотранспортной системы Бельгии Fluxys, работает по контрактам с катарской Qatar Petroleum, Qatar Terminal Limited («дочкой» американской ExxonMobil), Distrigas и Tractebel Global LNG («дочкой» французской Suez). А с этого года — с российским НОВАТЭКом.

Как сообщили в Fluxys, в Зеебрюгге сейчас ведутся масштабные работы по расширению терминала: строится пятый резервуар для хранения СПГ и вторая линия по загрузке малотоннажных танкеров. Ранее там построили второй причал для загрузки танкеров и перегрузки СПГ с одного газовоза на другой. В бельгийской компании не уточнили EADaily деталей проектов, однако все они осуществляются под СПГ с Ямала, который увеличит перевалку сжиженного газа в Зебрюгге более чем в два раза — до 20 млрд кубометров год. Это сделает терминал крупнейшим в Европе.

В 2015 году Yamal Trade («дочка» «Ямал СПГ») и Fluxys подписали 20-летний контракт стоимостью более $ 1 млрд на ежегодную перевалку до 8 млн тонн СПГ (11 млрд кубометров) на терминале Зеебрюгге. Его действие начинается с 2019 года и предполагает до 107 ежегодных перегрузок с танкеров ледокольного класса на традиционные для доставки СПГ на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТОР). Кроме того, в прошлом году НОВАТЭК и бельгийская компания подписали меморандум о взаимопонимании по совместному развитию небольших проектов СПГ в Европе для оптимизации логистики и реализации газа в странах ЕС и Латинской Америки.

Контракт на обслуживание проекта «Ямал СПГ» начинает свое действие в следующем году, но бельгийский терминал начал работать с российским СПГ уже в этом. В апреле сюда доставил первую партию российского сжиженного газа из порта Сабетта на Ямале танкер «Федор Литке», а в мае состоялась первая перезагрузка «с судна на судно» в истории терминала — с газовоза «Эдуард Толль» ледового класса на «Псков».

Поставки российского СПГ в Азию с перегрузкой в Европе, пока нет навигации через Северный морской путь, значительно оживили работу не только терминала в бельгийском Зеебрюгге. Они помогут экономике терминалов в нидерландском Роттердаме и французском Монтуаре, которые до последнего времени простаивали много чаще, чем ожидали их собственники, заметили в агентстве Bloomberg. Если в прошлом году использование всех терминалов СПГ в Европе не превышало 27%, то загрузка терминала в Роттердаме вообще держалась на уровне 9%, по данным International Gas Union. В августе проект «Ямал СПГ» запустил вторую очередь мощностью 5,5 млн тонн в год, а к концу года глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон пообещал ввести в эксплуатацию и третью. Это значительно поддержит терминалы в Роттердаме и Монтуаре, считают в Bloomberg.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач полагает, что пока российский СПГ окажет небольшое влияние на европейский рынок. «Предложение на рынке несколько увеличится. Но пока тенденция к перенаправлению СПГ на премиальные по сравнению с Европой рынки сохраняется, воздействие на европейский рынок будет минимальным. Ситуация может измениться, если спрос в Азии притормозит», — заметил эксперт. Несмотря на то, что проект «Ямал СПГ» ориентирован больше на страны АТОР, поставки российского сжиженного газа могут оказать некое влияние на рынок СПГ и в Европе. В прошлом году страны ЕС импортировали 47,4 млрд кубометров газа в виде СПГ. Поставки же ямальского сжиженного газа в Европу уже в следующем году, после запуска всех трех очередей проекта, могут составить не менее 8 млрд кубометров. А это — 17% от общего импорта сжиженного газа в ЕС в 2017 году. Ежегодно 3,2 млрд кубометров будет получать испанская Gas Natural Fenosa, 3,3 млрд и 1,4 млрд — французские Total и Engie. Последняя перепродавала в этом году ямальский СПГ в США, но это были небольшие партии. При этом в Европе может «осесть» и СПГ, купленный другими участниками и клиентами проекта «Ямал СПГ». Все зависит от уровня цен в регионе. Так, зимой газовоз с грузом для китайской CNPC ушел не в Азию, а в Испанию, а сжиженный газ для малазийской Petronas — в Великобританию.

Привлекательность азиатского направления — одна из причин, почему американский СПГ уже проигрывает не только российскому трубопроводному, но и сжиженному газу в Европе. Как писало EADaily, ямальский СПГ в этом году выдавил американский из Испании. При этом, если поставки СПГ из США в Европу составили в прошлом году 1,9 мрлд кубометров — 4% всего импорта, то в этом году они могут быть еще меньше. По данным Управления информации Минэнерго США, за пять месяцев этого года в Европу импортировали 560 млн кубометров газа в виде СПГ. Его закупили в Португалии, Великобритании, Турции и Нидерландах. Как отмечали EADaily эксперты, сейчас все поставщики СПГ стараются продавать сжиженный газ в Азию, которая из-за высоких цен на газ стала главным премиальным рынком в мире.

Как уже сообщало EADaily, в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

Источник: EADaily, 29.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики