Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Два фактора в пользу проекта уравновесят выход Uniper из "Северного потока-2"

Два фактора в пользу проекта уравновесят выход Uniper из "Северного потока-2"

Угроза экстерриториальных американских санкций изначально считалась одним из наибольших рисков для реализации «Северного потока-2», отмечают эксперты. Но даже если компания Uniper или другие европейские партнеры «Газпрома» откажутся от участия в проекте, то газопровод все равно будет построен, хотя и с некоторыми оговорками. 

Риски санкций для компании Uniper

Немецкая энергетическая компания Uniper, которая является одним из европейских партнеров «Газпрома» по проекту «Северный поток-2», может отказаться от участия в его строительстве, заявил заместитель генерального директора компании по финансам Кристофер Делбрюк. Такое решение руководство компании примет в том случае, если США наложат санкции на партнеров России. По словам Делбрюка, компания не хочет оказаться исключенной из торгового оборота и лишиться возможности торговать за американские доллары. 

«Угроза экстерриториальных американских санкций изначально считалась одним из наибольших рисков для «Северного потока-2». При таком сценарии ограничения коснутся не только «Газпром», но и европейских участников проекта. В этой связи они постараться выйти из прямых схем вовлеченности в проект, что осложнит его реализацию», - отмечает  в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев.

При этом эксперт выделяет два фактора в пользу окончания проекта даже в случае реализации негативного сценария. Первый из них – это фактор времени. По мнению Белогорьева, по-прежнему сохраняется некоторая уверенность, что до середины 2019 года таких санкций ждать не стоит. Законодатели сейчас заняты немного другими вопросами, что дает участникам проекта достаточно большой карт-бланш во времени для того, чтобы ввести в строй основные мощности, и тем самым решить все ключевые вопросы. 

Позиция России и Германии по "Северному потоку-2"

«Если представить, что США все же вводят санкции до декабря 2019 года, то принципиально важно, когда это произойдет. Кроме того, введение прямых санкций против европейских компаний остается достаточно тяжелым и сложным шагом для администрации Трампа с точки зрения выстраивания отношений с европейскими странами.

Второй фактор связан с эффективностью самих санкций. Даже если ограничения получат экстерриториальный статус и будут распространены на партнеров «Газпрома», то это еще не значит, что проект не удастся реализовать. Скорее всего, новые санкции лишь приведут к увеличению стоимости газопровода и сроков строительства. Возможно, что его использование будет затруднено для «Газпрома», так как он является основным объектом возможных санкций. Для компании риски высоки, но не для России, так как существуют альтернативные варианты использования газопровода», - заключает Алексей Белогорьев.

Еще в августе прошлого года конгресс США принял санкционный закон, который позволяет американскому президенту водить запрет на финансирование строительства новых газопроводов из России в Европу и на оказание услуг подобным проектам. Но Дональд Трамп не утверждал данный закон на протяжении 12 месяцев, поэтому к нему решили сейчас вернуться.

Как добавляет преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, потенциальные угрозы законопроект несет только в части санкций, накладываемых на компании, предоставляющие услуги. Вопрос кредитования американская инициатива не может затронуть в принципе, потому что все деньги на проект уже получены.

В целом у России и Германии общая позиция по «Северному потоку-2», и она заключается в том, что проект должен быть реализован. МИД Германии в лице его главы Хайко Мааса несколькими днями ранее публично раскритиковал позицию США по газопроводу «Северный поток-2», негативно оценив санкционную политику страны. В Берлине считают неприемлемым желание США влиять на европейскую энергетическую политику, за счет санкций вынуждая Европу покупать больше дорогого американского СПГ.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 29.08.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики