Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

Беларусь может остаться без российских нефтепродуктов?

По мнению экспертов, вопрос с поставками российских нефтепродуктов в Беларусь необходимо уладить - и для этого есть разные пути.

Беларусь может в будущем получать гораздо меньше российских нефтепродуктов: об экономической нецелесообразности подобных поставок накануне заявлял глава Минэнерго РФ Александр Новак. Речь идет о сокращении поставок в десять раз — с двух миллионов до 100-300 тысяч тонн в год.

Так можно?

Вскоре после заявлений Новака на ситуацию отреагировало руководство белорусского концерна "Белнефтехим". Как заявил глава предприятия Андрей Рыбаков, введение запретов и ограничений нарушит основные принципы договора о ЕАЭС.

"Отсутствие сырья снизит загрузку отдельных предприятий, что негативно скажется на конкурентоспособности белорусской нефтехимической продукции", — констатировал он.

Впрочем, экономист Ярослав Романчук в комментарии для Sputnik отметил: ЕАЭС действительно предполагает зону свободной торговли и общее таможенное пространство, где запрещены балансы и квотирование, однако есть "но".

"Когда подписывался договор о создании ЕАЭС, был сделан целый ряд исключений, включая нефть, газ, нефтепродукты. Стороны договорились, что будут решать вопросы на двусторонней основе", — отметил он.

Как отметил Романчук, обе стороны виноваты в том, что нет договоренности и общего видения развития совместных рынков. Он отметил, что решать вопрос нужно не просто в формате встреч президентов, а на открытых встречах с членами правительств, высшим руководством, парламентариями. 

В пику переговорам

Как заявлял глава "Белнефтехима", слова Новака об отсутствии экономической целесообразности в поставке российских нефтепродуктов в Беларусь из-за возможности их реэкспорта "имеют цель повлиять на ход переговорного процесса и лишены конструктивности".

Свою позицию, подчеркнул Рыбаков, белорусская сторона озвучивает на консультациях и переговорах и транслировать ее в СМИ не планирует. Сейчас страны сближают позиции по определению индикативных балансов на следующий год.

Вопрос поставок нефтепродуктов стороны обсуждали еще в августе — при предыдущем составе белорусского правительства. Продолжились они и после 18 августа, когда глава государства сменил руководство Совмина Беларуси.

Компромисс, как заявил во вторник на круглом столе в МПЦ Sputnik ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, в этих переговорах может быть найден за счет цены на газ.

"Контракт "Газпрома" и Беларуси заканчивается в конце 2019 года. Возможно, будет какой-то компромисс за счет газовой отрасли — ускоренно Беларусь перейдет на внутрироссийские цены, создастся единый рынок газа, о котором есть договоренности в рамках ЕАЭС", — предположил эксперт.

Купили товар — в чем вопрос?

На слова о покупке у России нефтепродуктов и перепродаже их в конце августа отвечал президент Беларуси Александр Лукашенко.

"Так что здесь нового? Мы купили товар, за него заплатили. Точно так металлы покупаем, комплектующие, делаем трактор МТЗ и продаем. Претензий же нет. Нет, здесь, как я говорю, отходы нефтепереработки, которые не реализуются в России, компании продали нашим, мы доработали (нашли технологию), продали, заработали какую-то копейку. "Нет, вы запретите своим компаниям покупать". Я говорю: "Нет, вы запретите продавать своим компаниям, если вы считаете, что это незаконно". "Нет, вы не покупайте, вы запретите, вы откажитесь и так далее". Это нормально? Это не нормально", — заявлял Лукашенко в интервью белорусскому телевидению.

Российская сторона, в свою очередь, связывает увеличение поставок нефтепродуктов в Беларусь с потерями для собственного бюджета — так объяснило в августе агентство "Рейтер" планы РФ по ограничению их импорта. В июле РФ приостановила выплаты по "перетаможке". 

Вопрос решится?

Представители белорусского и российского правительства, как уже упоминалось, продолжают переговоры по вопросам поставки нефтепродуктов, а также самой нефти. Впрочем, вскоре вновь о теме могут поговорить и президенты.

Предполагается, что в "расширенном формате" лидеры Беларуси и России проведут переговоры 21 сентября в Сочи. Об этом президенты договаривались на встрече в середине августа. На очередном саммите Путина и Лукашенко будут главы и члены правительств.

Кроме того, могут встретиться лидеры и в октябре в Могилеве, где пройдет Форум регионов. Как во вторник заявил пресс-секретарь российского лидера, сейчас ведется работа по подготовке поездки.

Только цифры

Согласно статистике за первые полгода Беларусь ввезла из России 2,11 миллиона тонн нефтепродуктов — на 49,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Поставки составили порядка 800 миллионов долларов — на 84,4% выше, чем в прошлом году. Экспорт же нефтепродуктов из Беларуси вырос в полугодии на 7,9% и составил 6,6 миллиона тонн.

Источник: Sputnik Беларусь, 05.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики