Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ США vs СПГ Ямала: по себестоимости бьем в ЕС, но проигрываем в Азии

СПГ с Ямала проигрывает по себестоимости в Азии сжиженному газу из США, но на проекте это никак не сказывается. Цены в регионе бьют рекорды. После запуска второго проекта, «Арктик СПГ-2», НОВАТЭК рассчитывает обойти конкурентов из-за океана уже по всем статьям.

По оценке российской компании, сейчас себестоимость СПГ с Ямала с доставкой в Европу ниже, чем у американских компаний. Такие данные приводит агентство «Прайм» со ссылкой на материалы НОВАТЭКа. Так, себестоимость газа с «Ямал СПГ» при поставке на рынок Европы составляет $ 6 за миллион BTU ($ 213 за тысячу кубометров), а у СПГ из США — $ 6,4 за миллион BTU. В то же время при поставке в Азию СПГ с Ямала выходит уже дороже американского сжиженного газа. $ 7,7 за миллион BTU против $ 7,5.

Катарский СПГ при этом находится вне конкуренции, а вот австралийский дороже при поставке как в Европу, так и Азию — $ 10,8 и $ 9,4 за миллион BTU.

К 2022−2023 году НОВАТЭК планирует запустить первую из трех линий следующего проекта по сжижению газа, «Арктик СПГ-2» общей мощностью 20 млн тонн в год, и снизить себестоимость сжиженного газа за счет падения стоимости сжижения. За счет отечественного оборудования компания планирует довести себестоимость сжижения с $ 4,1 до $ 2,5 за миллион BTU. Таким образом, себестоимость СПГ при поставке в Европу снизится до $ 4,4 и в Азию — до $ 6,1.

В стратегии НОВАТЭКа говорится о том, что сейчас доставка через Европу в Азию, обходится в $ 2,49 за миллион BTU, а по Северному морскому пути (СМП) — в $ 1,84. При этом навигация по СМП возможна 5 месяцев в году и большинство грузов доставляется через Суэцкий канал. К 2022 году в НОВАТЭКЕ планируют доставлять СПГ в Азию только по Северному морскому пути, построив при этом перегрузочный комплекс на Камчатке. Там для снижения себестоимости доставки СПГ будут перегружать с танкеров ледокольного класса на традиционный и общие затраты на транспортировку в Азию снизятся до $ 1,65 за миллион BTU. Сейчас средние затраты составляют $ 2,22.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что сейчас позиции российского СПГ в Азии хорошие. Особенно у проекта «Сахалин-1». «В связи с ажиотажным спросом в Китае рынок очень благоприятный, но ситуация динамичная, все может быстро измениться, если рост спроса притормозит», — говорит эксперт.

Несмотря на ввод в скором будущем большого количества проектов СПГ по всему миру, аналитики Fitch Ratings прогнозируют дефицит сжиженного газа к 2022−2025 годам из-за роста потребления в Азии. Сейчас же стоимость газа в регионе вышла на новый рекорд и достигла $ 11,5 за миллион BTU ($ 408 за тысячу кубометров) при доставке в октябре.

Сегодня весь ямальский СПГ законтрактован акционерами, «Газпромом» и испанской Naturgy (бывшая Gas Natural Fenosa), однако, как считает Алексей Гривач, конечными потребителями и то с натяжкой можно назвать только испанцев и китайскую CNPC. Остальные перепродают СПГ. Впрочем, высокие цены на СПГ в Азии позволяют это делать сегодня с достаточно большой маржой. Цены на СПГ в Азии сейчас выше себестоимости ямальского СПГ на треть — на $ 3,8 за миллион BTU ($ 135 за каждую тысячу кубометров). Замдиректора ФНЭБ отметил, что большую часть года возить в Азию ямальский СПГ долго и дорого: «И конкурировать по себестоимости с проектами, расположенными в более благоприятных условиях, тяжело». В НОВАТЭКЕ отмечают, что, если по Северному морскому пути СПГ с Ямала доставляют в среднем за 19 дней, то через Европу — за 36.

Как уже сообщало EADaily, в международном консалтинговом агентстве Timera Energy считают проект «Ямал СПГ» одним из самых перспективных в мире. Если ямальский СПГ и не сможет составить конкуренцию катарскому сжиженному газу, то свободно будет конкурировать с американским, считают аналитики. Всего по проекту трех очередей «Ямал СПГ» планируется ежегодно поставлять 16,5 млн тонн СПГ (около 23 млрд кубометров). Большая часть газа законтрактована самими участниками «Ямал СПГ» — НОВАТЭКом (50,1% в проекте), французской Total (20%) и китайской CNPC (20%). Кроме того, по 2,5 млн тонн ежегодно будут выкупать «Газпром» и испанская Gas Natural Fenosa.

«Ямал СПГ» — один из немногих успешных проектов в российской Арктике. Это также и демонстрация успешного международного сотрудничества. Всего несколько проектов устояли в условиях санкций", — заметила изданию Arcticnow исследователь Стокгольмского международного института изучения мира Екатерина Клименко.

Кроме «Ямал СПГ», компания НОВАТЭК планирует также осуществить проект «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове. Его мощность составит 20 млн тонн, а цена — $ 10 млрд. Разница в стоимости с первым проектом СПГ заключается в том, что компания планирует строить гравитационные платформы, на которых и разместят модульный завод по сжижению газа.

«Мы уже приступили к строительству центра по строительству крупнотоннажных морских сооружений (в Мурманске). Там будет 21 док, мы сможем параллельно строить две платформы. Мы уверены, что строительство в таком формате позволит нам снизить капитальные затраты на сжижение. Кроме того, будем производить эти линии СПГ серийно, таким образом, каждая следующая линия будет получаться дешевле», — заявил директор департамента НОВАТЭКа по стратегии развития бизнеса и перспективным проектам Георгий Нозадзе на совещании по локализации производства оборудования СПГ. — Также серийное производство позволит импортозамещать оборудование на наших линиях СПГ. То есть если мы на первую линию поставим какое-то оборудование иностранного производства, то мы можем создавать заказ на то, чтобы конкретно этот блок был произведен каким-то предприятием России".

Источник: EADaily, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики