Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «СП-2», непродуктивны

Все парламентские партии Швеции выступили против проекта газопровода «Северный поток-2». Приводится несколько причин для блокировки «СП-2». Прежде всего, необходимость увеличить долю возобновляемой энергетики в энергокорзине, а не наращивать зависимость от газа. Кроме того, не приветствуется излишняя российская активность у берегов Швеции.

Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

Причин заявлений шведских депутатов несколько. Во-первых, на Швецию сильно давят США, как и на другие европейские страны, требуя, чтобы те отказались от строительства «Северного потока-2». Ранее такое давление также оказывалось. Данию в рамках европейского турне Байдена (в 2017 г.) заставили принять закон о том, что заявку о прокладке газопроводов страна должна рассматривать не только с точки зрения потенциального ущерба окружающей среде, но и с точки зрения национальной безопасности. Шведы тогда "отбились" тем, что один из институтов страны опубликовал доклад о том, что Россия хочет захватить их остров Готланд, а первая группа спецназа высадится под видом ремонтников «Северного потока-1». Внеся свой вклад в политизацию газопроводных проектов, Швеция сделала услугу США и от нее отстали. Сейчас мы видимо новую волну напора США на европейских партнеров. Это и порождает заявления депутатов о вредности и опасности российского газопровода.

Во-вторых, шведские депутаты понимают, что от их заявлений ничего не зависит, а набрать политические очки все-таки можно, поэтому вполне могут ругать Россию и «Северный поток-2», получая дополнительных избирателей. 

Но никакие заявления шведских депутатов проект не остановят, так как проект реализуется в рамках правового поля. По закону Газпром подал заявку на прокладку газопровода в шведской акватории и уполномоченный орган оценил, будет ли трубопровод влиять на окружающую среду. Так как негативного влияния не будет, то орган обязан был выдать разрешение, что он и сделал. То есть разрешение выдается не на основе политических предпосылок и «хотелок» депутатов, а по четко прописанному регламенту. Призывы депутатов изменить законодательство ЕС, чтобы запретить «Северный поток-2» также непродуктивны.

Проект уже строится, а новые законы нельзя будет применять к старым проектам. С другой стороны изменения в Третий энергопакет не помогут, так как это комплекс антимонопольных законов, он не регламентирует правила строительства, а устанавливает правила использования инфраструктуры. Ну и другие аргументы также уже давно устарели. Первый – что «Северный поток-2» увеличит зависимость ЕС от России. Ошибка в том, что по «Северному потоку-2» пойдет тот газ, который и так сегодня идет в Европу, но через Украину. Так что закупки не увеличатся просто от того, что построят новый газопровод. Второй аргумент – газ из России угрожает экологии. Тут шведским депутатам лучше обратить внимание на собственное потребление угля, который в разы более вреден для окружающей среды. И тогда им стоит указать на угольные проблемы Польше - одному из лидеров по потреблению угля в Европе. А газ - наиболее чистый из ископаемых видов энергоносителей.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 06.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики