Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Посланник Трампа едет на разведку в Россию

Посланник Трампа едет на разведку в Россию

Москва разузнает детали новых санкций против "Северного потока – 2"

В ближайший четверг в Москве пройдут переговоры министров энергетики РФ и США – Александра Новака и Рика Перри. Администрация Трампа рассчитывает на Россию и Саудовскую Аравию в поддержании уровня добычи нефти накануне вступления в силу антииранских санкций, сообщает Reuters. Еще одной темой российско-американских переговоров станет проект газопровода «Северный поток – 2» (СП-2), против которого активно выступают США и их политические союзники.

Вопрос дорогой нефти стоит для американцев особенно остро, учитывая рост цен на бензин в США и предстоящие промежуточные выборы в Конгресс, которые пройдут в ноябре, сообщает Reuters. В начале мая Дональд Трамп объявил о выходе из иранской ядерной сделки и последующем восстановлении ограничительных мер против Тегерана. Вашингтон потребовал от импортеров с ноября прекратить закупки нефти у Ирана, напоминает агентство. Именно риск сокращения предложения нефти из-за блокады Ирана увеличил цены будущих поставок, которые находятся в интервале 72–80 долл. за барр.

По данным американских источников, Перри и Новак планируют обсуждать проект газопровода «Северный поток – 2», а также координацию действий на нефтяном рынке между странами ОПЕК и участниками соглашения ОПЕК+ об ограничении добычи нефти. Перри станет самым высокопоставленным американским чиновником, который прибудет с визитом в РФ, с момента июльской встречи Трампа и Владимира Путина в Хельсинки, подчеркивает Reuters.

Российские эксперты предполагают, что целью переговоров выступит взаимное прощупывание позиций.

«Как и на предыдущих встречах, стороны будут пытаться прощупать почву. В частности – будут ли США вводить санкции против СП-2 и какие именно. В целом набор ограничений прописан в тексте закона, принятого в августе 2017 года. Но США могут попробовать расширить эти санкции или применить их более вольно, чем написано в тексте закона. Фактически санкции нельзя применять к СП-2, так как в законе написано, что все ограничения касаются только «новых газопроводных проектов из РФ в ЕС». Но не исключено, что Вашингтон захочет назвать новым проектом и СП-2, который таковым не является, так как инвестиционное решение по нему было принято уже давно», – предполагает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Американцы, в свою очередь, захотят понять, будут ли страны ОПЕК+ и далее сокращать добычу и насколько.

Дополнительным вопросом для обсуждения может быть Каспий. «США давно поддерживали проект Транскаспийского газопровода. Вероятно, по инерции они будут интересоваться позицией России: будет ли Москва блокировать строительство газопровода по экологическим аргументам. Даже после подписания конвенции о разделе Каспия специальный протокол дает прикаспийским странам такое право», – отмечает эксперт.

«Для США важно вернуть позиции влиятельного участника, которые были во многом потеряны на фоне успеха сделки ОПЕК+», – считает доцент РАНХиГС Тамара Сафонова. По ее словам, могут обсуждаться и планы США начать борьбу с картельными сговорами на нефтяном рынке в связи с появлением такого инструмента, как соглашение стран – участниц ОПЕК+.

«Неофициальные просьбы США к ОПЕК, в том числе и к Саудовской Аравии, о наращивании производства на 1 млн барр. в сутки, по нашим оценкам, стоит воспринимать как еще один вид давления на Иран», – говорит главный аналитик компании «БКС Премьер» Антон Покатович. «Давление на Иран имеет для США мультипликативный положительный эффект: повышение ценовой конъюнктуры позволяет американским нефтедобытчикам беспрепятственно наращивать объемы производства; уход с рынка части иранского экспорта открывает возможности для частичного замещения данных объемов американским сырьем, что также работает в пользу планов США по достижению доминантных позиций на арене мирового энергетического экспорта», – считает Покатович. По его оценкам, негативное влияние США на строительство «Северного потока – 2» является ограниченным. «В этом проекте заинтересованы крупнейшие потребители энергоносителей Европы, и поэтому сорвать строительство будет очень непросто», – говорит эксперт.

«США хотят удостовериться, что мировые поставки нефти не пострадают при возобновлении санкций против Ирана. Учитывая быстрый рост американской экономики, уровень в 60 долл. за барр.  был бы относительно комфортным для США. А вероятная программа-минимум в переговорах – это получить гарантии неповышения цен после начала действия антииранских санкций», – предполагает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Сергей Ермолаев. По его словам, Москве не стоит ожидать смягчения позиции Вашингтона по СП-2.

«Противодействие США «Северному потоку – 2» носит сугубо политический характер, поскольку экспортные возможности Штатов позволяют удовлетворить спрос европейцев лишь на 1%», – говорит ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. А призывы Трампа к странам-экспортерам о снижении цен на нефть вряд ли соответствуют интересам американских сланцевых компаний, которые заинтересованы в сохранении нынешнего уровня цен, считает эксперт.  

Автор: Михаил Сергеев

Источник: Независимая газета, 10.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики