Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайский газовый рынок открывает фантастические перспективы для РФ

Китайский газовый рынок открывает фантастические перспективы для РФ

Потенциальная емкость китайского газового рынка является настолько большой, что здесь у «Газпрома» возникают перспективы и за пределами мощностей газопровода «Сила Сибири» - считает ведущий эксперт Фонда национальной экономической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

Китайский газовый рынок постоянно растет

Дело в том, что глава компании «Газпром» Алексей Миллер пришел к выводу, что в ближайшие годы ежегодное потребление газа в Китае может превысить 300 млрд кубометров. Например, в 2017 году потребление газа в Китае увеличилось более чем на 15 процентов и достигло 237 млрд кубометров газа, причем, в 2018 году данный процесс усилился и в первом полугодии показан рост этого показателя на 17,5 процентов.

Это подтверждает, что Китай является наиболее перспективным газовым рынком, чему способствует и проблема с углем, который продолжает оставаться основой китайской национальной экономики, и дает Пекину, как дешевую энергию, так и экологические проблемы.

Не секрет, что главные китайские города, включая и столицу страны Пекин, в течение полугода окутаны смогом от колоссального количества тепловых станций, которые в качестве сырья используют каменный уголь. Именно поэтому Китай постоянно игнорирует любые конференции по климату и экологии и отказывается подписывать любые международные конвенции по данной проблеме.

В результате, в Китае до сих пор сохраняется этакая квазиэкономика XIX века – ведь индустриальная эпоха базировалась именно на потреблении угля, которая позволяет данному сырью не терять свои позиции в мире, несмотря на многочисленные прогнозы. 

Газ является единственной альтернативой для китайской экономики

Здесь необходимо вспомнить, что раньше было популярно мнение, что эпоху угля сменила эпоха нефти, на смену которой затем пришли эпоха газа и эпоха атомной энергии. Естественно, цикличность здесь условна, но все-таки газ действительно активно вытесняет уголь в рамках мировой энергетики. Во-первых, он эффективней, а, во-вторых, с ним нет никаких экологических проблем.

По этой причине Китай, безусловно, заинтересован в увеличении своего газового потребления, но только в том случае, если эта страна сможет получить надежный источник стабильного сырья. По этой причине китайские компании сегодня доминируют в государствах Средней Азии – тот же туркменский газ почти полностью поставляется в Китай, и налаживают связи с нашей страной.

Результатом данной линии стал контракт на строительство газопровода «Сила Сибири», который должен будет поставить в Китай порядка 38 млрд кубов газа, который пойдет на обеспечение северных провинций Китая. Естественно, наша страна рассчитывает здесь на то, что данный проект станет пилотным в рамках подобного торгового обмена и за ним последуют еще несколько аналогов.

Данные слова Миллера подтверждают как раз такую точку зрения – рост китайской экономики(в пределах 5-8 процентов) вместе с модернизацией народного хозяйства и постепенным отходом от угля приведут к колоссальному росту потребления китайцами природного газа. 

Прогнозы по китайскому потреблению газа выглядят впечатляюще

На сегодня Россия поставляет более 190 млрд кубометров газа на европейский рынок, что значительно выше тех показателей, которые планировались еще в 2016-17 годах. Тогда считалось, что средний объем поставок российского газа на рынок Евросоюза будет в районе 150 млрд кубов вплоть до 2040 года, причем рост экспорта будет у нас происходить за счет Китая.

Два года назад речь шла о поставках 50-55 млрд кубов газа в Китай, что уже значительно больше мощностей газопровода «Сила Сибири» и меньше тех показателей, которые сегодня озвучил Миллер, поэтому разговор здесь идет о новых проектах.

«Что касается китайского газового рынка, то здесь перспективы действительно огромные – некоторые прогнозы говорят не о 300 млрд кубов, а о 600 и даже 800 млрд кубов потребления, что, на самом деле, астрономически много», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, это свидетельствует о том, что китайский газовый рынок может вырасти в три раза, и в случае подобного развития событий перспективы у «Газпрома» будут чрезвычайно радужными, ведь Россия является логичным источником газа. 

Китай дает «Газпрому» отличные перспективы

«Китай сейчас наращивает свои объемы газового потребления, что даже выходит местами этой стране боком по той причине, что данный процесс идет одновременно с отказом от каменного угля и появлением проблемы дефицита сырья», - резюмирует Юшков.

По словам Игоря Валерьевича, это говорит о том, что Китай и дальше будет строить газовую инфраструктуру, строить терминалы по приему СПГ и газопроводы из окрестных государств, где Россия просто обязана сыграть одну из ведущих ролей.

«Вопрос здесь только в том, какой потолок участия нашей страны в этом экономическом процессе, и каковы будут темпы его реализации в рамках китайской экономики, но в принципе Миллер абсолютно прав и нам нужно выходить на этот растущий рынок», - заключает Юшков.

И здесь у России есть два самостоятельных направления – это трубопроводные поставки газа, на которые и ориентирована компания «Газпром», а также СПГ-проекты, которые могут существенно увеличить долю участия России на мировом газовом рынке. Это очень перспективно, учитывая, что суммарное потребление газа будет расти не только в Китае, но и во всех странах Юго-Восточной Азии. 

Если трубопроводы – это гарантированный способ работы с китайским национальным рынком, то СПГ – это увеличение нашего уровня участия на глобальном газовом рынке. Поэтому про это направление «Газпрому» также не нужно забывать.

Так что, перспективы здесь очень хорошие, и это является залогом развития нашей газовой энергетики.

Автор: Дмитрий Сикорский 

Источник: Экономика сегодня, 12.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики