Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия пугает Китай Монголией

Россия пугает Китай Монголией

Монголия рассчитывает заработать на транзите российского газа в Китай. Ведь совсем недавно президент Путин одобрил идею строительства газопровода через территорию Монголии. Но Китаю вовсе не нужен посредник – вряд ли его вдохновляет пример российско-украинских газовых конфликтов. Да и мотивы России в реальности совсем иные.

Монголия готова сотрудничать по вопросу строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии. Об этом заявил президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, выступая на Восточном экономическом форуме. «Выражаю благодарность президенту Путину за поддержку нашего предложения, надеюсь, что председатель КНР Си Цзиньпин тоже его поддержит. Мы готовы создать крепкие правовые условия для осуществления этого проекта», – добавил глава Монголии.

В июне президент Владимир Путин на встрече с Халтмаагийном Баттулгой и Си Цзиньпином действительно заявил, что Россия поддерживает предложение Монголии построить через территорию этой страны магистральные нефте- и газопроводы из РФ в Китай. «Мы в целом поддерживаем, это хорошая идея. Но, безусловно, как всегда в таких случаях, нужно тщательно проработать технико-экономическое обоснование», – сказал российский президент.

Есть ли будущее у этого проекта?

Как известно, Россия до сих пор справлялась с задачей поставки газа в Китай без посредников. В 2014 году Москва подписала исторический контракт на поставку газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири», по так называемому восточному маршруту. По нему газ с месторождений Восточной Сибири (Чаяндинского в Якутии и Ковыктинского в Иркутской области) будет транспортироваться как на внутренний российский рынок, так и на экспорт в Китай. Газопровод почти уже построен, осталось сварить всего 40 км линейной части газопровода. Первые поставки газа намечены на конец 2019 года. Контракт предполагает поставку 38 млрд кубометров газа в год в течение 30 лет на сумму 400 млрд долларов.

Тогда и зашла речь и о втором газопроводе в Китай по западному маршруту – «Сила сибири – 2». А именно о поставках газа из Ямало-Ненецкого автономного округа через Алтайский край на северо-запад Китая в объеме 30 млрд кубометров в год.

Однако согласование параметров поставок затянулось. Контракт до сих пор не подписан. «Пекин сильно торгуется по цене. Стоимость газа – это единственное, что сейчас обсуждается», – говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Собственно, мифический проект газопровода через Монголию – это альтернативный вариант проекта «Сила Сибири – 2».

«Своим одобрением газопровода через Монголию Владимир Путин намекает Китаю на то, что если вы не хотите строить газопровод через нашу западную границу напрямую, тогда давайте построим через Монголию. В этом случае маршрут станет короче, потому что газ китайцам нужен на восточном побережье», – говорит Юшков.

Другое дело, что Китаю поставки через Монголию совершенно не нужны. Ведь Монголия в данной ситуации может легко превратиться в несговорчивого транзитера (которым в свое время оказалась Украина), шантажировать Москву и Пекин перекрытием вентиля, разжигать газовые войны. От такого соблазна действительно сложно устоять. Поэтому альтернативный газопровод через Монголию – это, скорее всего, попытка Москвы дать толчок, чтобы Китай активней вел переговоры с Газпромом.

Китайская сторона стремилась снизить цены на российский газ, но Газпром на уступки не шел. «Газпром хочет, чтобы поставки газа для китайского рынка были равнодоходными с поставками в Европу. Потому что сырьевая база одна и та же – Западная Сибирь», – поясняет Юшков.

Теперь переговоры по «Силе Сибири – 2» возобновились с новой силой на ВЭФе во Владивостоке. Накануне на переговорах с Путиным председатель КНР Си Цзиньпин поставил задачу в кратчайшие сроки заняться согласованием контракта по поставкам газа по западному маршруту. Все технические условия уже согласованы, осталось лишь «немного договориться», заявил в среду глава Минэнерго Александр Новак. Когда этот контракт будет подписан, идея газопровода через Монголию станет неактуальной.

«Переговоры идут долго. Но тот факт, что Китай начал активно переходить с угля на газ, а также дестабилизация в Туркмении, которая является одним из поставщиков газа в Китай, подвигает Пекин к тому, чтобы быстрее подписать контракт с Россией», – говорит Юшков.

Потребление газа в Китае в прошлом году выросло более чем на 15% – до 237 млрд кубов, в первом полугодии текущего года рост составил уже 17,5%. При этом потребление растет намного быстрее, чем собственная добыча.

В первом полугодии 2018 года Китай уже обошел Японию и стал первым в мире импортером природного газа. 

 

Экспорт газа в Китай вырос более чем на 35% – до 58,4 млрд кубов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. 

«Монголии, разумеется, было бы выгодно стать транзитной страной и иметь возможность закупать российский газ без поисков альтернативных маршрутов. Однако газовый маршрут через Монголию пока не имеет права на жизнь, тем более что на текущем ВЭФе Китай и Россия уже объявили почти о завершении переговоров по «Силе Сибири – 2», – говорит управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский.

С другой стороны, Монголия еще недавно собиралась строить ГЭС на реке Селенга, что, по оценкам экологов, могло угрожать экосистеме Байкала. Если газопровода не будет, то России, видимо, придется предложить что-то другое в обмен на отказ Монголии вредить Байкалу. 

Автор: Ольга Самофалова 

Источник: Взгляд, 12.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики