Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Трехсторонние переговоры по украинскому транзиту уперлись в выборы президента

Трехсторонние переговоры по украинскому транзиту уперлись в выборы президента

Трехсторонние переговоры Россия-Украина-Евросоюз по транзиту российского газа - безальтернативный в нынешней ситуации формат, но вряд ли итог будет быстрым - до окончания президентской предвыборной гонки на Украине их ждать не стоит. Так считает заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

12-13 сентября в Брюсселе прошел первый раунд трехсторонних технических консультаций Россия-Украина-Евросоюз по вопросам транзита российского газа. Об этом сообщили в МИД Украины.  

Обсуждались ключевые элементы контрактов, подходы к формированию тарифов, вопросы реформирования управления украинской ГТС. 

"Украинская сторона подтвердила заинтересованность в распространении на Украину режима внутреннего рынка ЕС и намерения по полному внедрению норм и правил Европейского Союза по рынку газа. В этой связи участниками консультаций подтверждено, что отношения между хозяйствующими субъектами Украины, ЕС и РФ будут определяться законодательным полем, которое будет полностью соответствовать европейскому законодательству", - отметили в МИД.

Следующие консультации пройдут 26 сентября. 

Никакой логики

По поводу европейских принципов - Украина заявляет это в политических целях, говорит Алексей Гривач: "От Киева западные патроны требуют преобразования украинского энергетического сектора по европейским лекалам". 

"Создать видимость использования этих принципов вполне возможно, дьявол, как обычно, кроется в деталях - в том, как Украина будет их использовать. То, как Киев интерпретирует сейчас работу своей ГТС, не лезет ни в какие ворота. Они заявляют, что сейчас тарифы надо поднять в полтора раза, а с 2020 года - снизить, при этом увеличивать объемы прокачки. Никакой логики, кроме "вы нам должны заплатить много денег, несмотря ни на что", за этим не просматривается", - сказал эксперт, отметив, что нынешние трехсторонние переговоры - длинный и сложный путь.

Их ход нужно рассматривать и с учетом политических обстоятельств. На Украине приближаются президентские выборы, и активная фаза переговоров придется как раз на этот период. Соответственно, это создает серьезные ограничения для принятия решений.

Кроме того, переговоры идут в преддверии смены руководства Еврокомиссии, которое произойдет в следующем году. Надо также иметь ввиду дополнительный внешний фактор - наличие сил, заинтересованных в том, чтобы у российского газа были проблемы с поступлением в Европу. 

Безальтернативный формат

"О результативности этих трехсторонних переговоров можно будет судить, когда они будут близки к завершению. Сам же формат безальтернативный - переговоры напрямую, как это обычно бывает в обычной коммерческой практике, невозможны, и требуется влияние извне, со стороны европейцев, на украинскую сторону. С другой стороны, присутствие европейцев может дать и негативный эффект - тут все зависит от того, как они будут себя проявлять", - отметил Гривач

Выгодно для всех

Эксперт согласен с тезисом других аналитиков, допускающих, что переговоры в итоге протянутся до самого окончания действия нынешнего контракта.

"Это вполне может быть. Когда есть время в запасе, всегда кажется, что можно еще выторговать более выгодные условия. Также напомню о предстоящих президентских выборах на Украине. До их исхода я бы никакого окончательного подписания не ждал", - сказал эксперт. 

В любом случае прийти к единому решению выгодно для всех. Если стороны не договорятся, это будет сильным ударом для всех - Европе нужен российский газ, Украине - транзитный статус, России нужно выполнять обязательства по поставкам в рамках контрактов. "Это и репутация, и деньги, и стратегическое положение", - заключил Алексей Гривач

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 13.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики