Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Кому играть роль «тети Лизы»?

Кому играть роль «тети Лизы»?

(фрагмент статьи)

В одном старом спектакле театра на Таганке речь шла о житье-бытье обитателей коммуналки 60-х голов прошлого века со всеми её кухонными баталиями и психологическими стычками. Персонажи этого социального водевиля делились на «плохих», «хороших» и «никаких» со своими вожаками, «шестёрками» и сочувствующими. Была там и своя «королева» — ветеран-квартиросъёмщик тётя Лиза, которая и раздавала всем «дружеские советы», как вести домашнее хозяйство, и распоряжалась счетами за свет и газ. Чем закончилось это действо — не суть важно. Но вот возникшие недавно на газовом рынке Европы перипетии до боли напоминают гот спектакль.

Однако кому в этой ситуации достанется роль тёти Лизы — российскому «Газпрому» или Евросоюзу? И тот, и другой сегодня стремятся распределять «голубое топливо» среди жильцов европейской «квартиры», а заодно и «отодвинуть» от ресурсов соперника. О том, чем может обернуться эта «коммунальная история», на страницах «Нефти России» рассуждают ведущие отечественные и зарубежные аналитики и эксперты.

Ссоры могут стать самоцелью

— В последние несколько месяцев и Россия, и ЕС организовали большое количество мероприятий, посвящённых газовой тематике. И многие эксперты видят в этом «перетягивании газового каната» скорее проявление рыночной конкуренции, чем стремление к обеспечению энергетической безопасности…

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— Энергетическая безопасность — слишком политизированное и лукавое понятие. Каждый трактует его по-своему. РФ занимает примерно 25% газового рынка Европы, следовательно, она и есть стержень энергетической безопасности ЕС. Однако многие европейцы считают по-другому: они видят в России угрозу, хотя мы и не обладаем монопольным положением в газовой сфере.

Похожая ситуация и на нефтяном рынке, хотя там конкуренция поставщиков ещё выше. В итоге наблюдается довольно грустная картина. Есть продавец газа — Россия, есть его покупатель — Европа. Все адекватные люди понимают, что РФ и ЕС друг без друга не выжить. Между ними не может быть конкурентных отношений — могут быть лишь споры о равновесной цене на товар. Но наши дискуссии выходят за эти рамки. Брюссель активно пугает Россию диверсификацией поставщиков. Москва обиженно отвечает идеей диверсифкации рынков сбыта. Европа молится на Nabucco, мы же говорим о газопроводах в Китай и стремительном развитии СПГ-бизнеса с целью выхода на рынки Азии и Северной Америки.

При этом понятно, что Nabucco не может заменить Россию. Если уж поставить такую странную задачу, то нужно построить хотя бы четыре подобных магистрали и ещё несколько терминалов по приёму газовозов с СПГ. В свою очередь, России не найти альтернативного рынка объёмом в 150 млрд м. куб газа в год. Вот почему и заговорили о необходимости «перезагрузки» наших энергетических отношений. Нужно определить условия нашей кооперации, причём отказавшись от запугивания и шантажирования друг друга. Ведь доходит до того, что любое предложение России воспринимается Европой как опасное, и наоборот. Хотя на самом деле они могут оказаться выгодными контрагенту.

Скажем, Россия предлагает строить отношения на долгосрочной основе — Европу такое предложение пугает, хотя именно ей оно и выгодно. Ведь падение спроса в начале 2009 г. было временным явлением, а снижение собственной добычи — увы, постоянным.

Или ЕС в третьем энергопакете настаивает на либерализации доступа производителей газа к газотранспортной инфраструктуре. Конечно, «дьявол — в деталях», но общая философия такого подхода России на руку — у нас же изобразили его чуть ли не антироссийским творением.

…Словом, наши отношения с ЕС сегодня — это, к сожалению, и не рыночная конкуренция, и не решение вопросов энергобезопасности. Это опасная попытка взаимного давления и ненужные ссоры, которые очень быстро могут стать самоцелью.

Источник: Нефть России, № 8, 17.08.2009


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики