Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Междуморье скорее откажется от Польши, чем от российского газа

Междуморье скорее откажется от Польши, чем от российского газа

Страны так называемого Междуморья не смогут консолидировано добиться независимости от российского газа, так как внутри этого союза нет единства, интересы всех стран сильно разнятся. Так считает эксперт Игорь Юшков.

Страны Междуморья должны приложить усилия для того, чтобы стать независимыми от поставок газа из России. К этому призвал премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий в ходе своего выступления на проходящем в Бухаресте саммите неформального объединения 12 стран, расположенных в регионе между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. 

Моравецкий считает важным идею фактической диверсификации, устранения зависимости Европы, а особенно Центральной Европы, от российского газа". 

Страны Междуморья - это Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония. Главными задачами этого неформального союза являются экономическое развитие стран региона, укрепление единства Евросоюза и трансатлантических связей. 

Неоднородный состав

Довольно странный, синтетический состав участников объединения, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

"И ситуация в энергетике, и отношения с Россией у каждой из этих стран разные, и интересы, соответственно, тоже. Поляки действительно пытаются создать некое восточноевропейское единство, чтобы перейти на СПГ в политических целях. Но опять же, состав, который они хотят собрать, неоднороден. Есть страны, которые ориентируются на политику, как, например, Польша и Литва, но остальные все-таки ставят экономику выше политических интересов. И главное, что политическим элитам в этих странах не удастся набрать очков у населения за счет яростной критики России", - сказал эксперт.

Европейский бизнес голосует за российский газ

Соответственно, говорить о некоем едином и успешном плане по снижению "зависимости" от РФ не приходится, наоборот, идет сильное увеличение поставок  газа.

"Европа вовсю наращивает закупки, в этом году мы придем к объему свыше 200 миллиардов кубов. Происходит это, прежде всего, потому что газ сегодня дешевле, чем СПГ. Чтобы сжиженный природный газ приходил в Европу, нужно, чтобы европейцы могли конкурировать по ценам с азиатским рынком, где цены сейчас заметно выросли. Так что единства нет - Австрия и Венгрия выступают за российские трубопроводные проекты, поляки выступают против, Литва политически выступает против, а экономически - за", - говорит Игорь Юшков, резюмируя, что бизнес во всех странах Европы голосует деньгами и голосует за российский газ, потому что он дешевле. 

Польша, так же как и Украина (которая "просится" в Междуморье и даже словами вице-премьера Степана Кубива недавно упрекала Варшаву за то, что Киев не зовут в союз), активно выступает против проекта "Северный поток-2". Моравецкий подтвердил эту позицию и в Бухаресте, отметив, что трубопровод, по которому будут идти поставки газа в Германию, увеличит пропускную способность транспортировки газа из России в Европу.

Польский премьер считает, что "это не диверсификация, а дальнейшая монополизация" газового рынка. Эта проблема поднималась Моравецким в беседе с главой Минэнерго США Риком Перри.

"Я говорил с ним о важности достижения реальной диверсификации, независимости Европы, с особым упором на Центральную Европу, от российского газа", - сказал Моравецкий.

Сама Польша имеет контракт с Россией по поставкам газа. Договор, по которому РФ поставляет Польше до 10 миллиардов кубометров ежегодно, истекает в 2022-м, и в Варшаве пока не решили, будут ли его продлевать. 

Более того, Польша постоянно пытается получить более низкую цену на российский газ. В 2012 году польская компания PGNiG по иску добилась от РФ скидки более чем на 10%. В феврале 2016-го PGNiG решила вновь судиться с  "Газпромом", чтобы выбить еще скидку. 

Автор: Игорь Скрыпач

Источник: Экономика сегодня, 18.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики