Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Прибалтийский транзит будет закрыт: для экспорта "нефтянки" Белоруссии нужна Россия

Прибалтийский транзит будет закрыт: для экспорта "нефтянки" Белоруссии нужна Россия

Договоренности Москвы и Минская по поставкам российской нефти могут включать условие переориентации экспортных потоков нефтепродуктов через российские порты. Такое мнение озвучил ФБА "Экономика сегодня" эксперт Константин Симонов.

У Москвы и Минска есть два варианта решения вопросов по поставкам нефтепродуктов. Об этом сообщил президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе совещания с правительством. 

"Самый главный вопрос, который обсуждался (накануне в Сочи на встрече президентов и правительств Белоруссии и РФ), связан с возвратом денежных средств от "перетаможки" сырой нефти в белорусский бюджет. А также вопрос переработки в Белоруссии темных нефтепродуктов, к примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках", — сказал глава государства.

Лукашенко отметил, что по итогам встречи с Владимиром Путиным выработано два варианта, далее они будут обсуждены в Минске. "И в Душанбе окончательно согласуем решение этого вопроса", — отметил Лукашенко. Белорусский президент добавил, что вопрос "фактически" решен, "нужно выбрать тот или иной вариант".

На льготных условиях

Многие годы крутится все вокруг попыток привести эти отношения к рыночным схемам, говорит первый проректор по внешним коммуникациям Финансового университета, заведующий кафедрой "Прикладная политология", директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

"Рыночная схема могла быть простой - Белоруссия покупала бы нефть по мировым рыночным ценам с учетом транспортного ключа, перерабатывала и продавала нефтепродукты. Но Минск хочет нефть на льготных условиях, вокруг этого все и крутится.  Сейчас был очередной этап попыток решить эту проблему - я имею ввиду историю с ускорением налогового маневра, которая предполагает отмену экспортных пошлин и рост НДПИ. Рост НДПИ означает, что вся добываемая нефть будет облагаться дополнительными налогами и неважно, что с ней происходит - в Белоруссию ли она поставляется или еще куда-то", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Через российские порты

Когда имели место льготы по экспортной пошлине, выходило, что Белоруссия за ее счет могла получать нефть по более низким ценам. Теперь возможны какие-то другие схемы, и рассматривался, среди прочего, вариант поставок белорусских нефтепродуктов на экспорт через российские порты. 

"Не знаю, о чем шла речь на переговорах, но думаю, о том, что Белоруссия все-таки должна в обмен на выгодные условия по нефти перенаправить экспортные потоки через российские порты", - предположил Константин Симонов

"Белорусская нефтяная компания" за последние несколько месяцев экспортировала на зарубежные рынки через российскую территорию 42 000 тонн нефтепродуктов. При этом через Эстонию прошло в 10 раз больше,444 000 тонн, через латвийские порты - примерно в 70 раз больше, 2,94 млн тонн.

Больше или меньше?

В начале сентября глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина РФ Алексей Сазанов допустил снижение объема поставок российских нефтепродуктов в Белоруссию более чем в шесть раз.

"Сейчас обсуждается вопрос ограничения поставок нефтепродуктов в Белоруссию. Баланс этот определяет Минэнерго. Разговор может идти об объемах поставок от 100 до 300 тыс. т в год, но не о 2 млн т, как в настоящее время", - приводило ТАСС слова чиновника.

Примерно в те же дни о том, что экспорт российских нефтепродуктов в Белоруссию не является экономически целесообразным, сказал глава Минэнерго РФ Александр Новак. 

"В целом предусмотрены индикативным балансом нулевые цифры по поставкам нефтепродуктов из России в Беларусь, потому что Белоруссия обеспечивает себя полностью за счет переработки российской нефти собственными нефтепродуктами. В этой связи экономической целесообразности в том, чтобы поставлять российские нефтепродукты Белоруссии нет", - говорил министр.

Импорт Белоруссией нефтепродуктов из России в этом году заметно снижался. Если в январе Белоруссия импортировала 350 000 тонн, то в июле — 237 000 тонн.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 22.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики