Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > За свою трубу волнуется: почему Порошенко говорит о "газовом шантаже" со стороны России

За свою трубу волнуется: почему Порошенко говорит о "газовом шантаже" со стороны России

Президент Украины Петр Порошенко заявил, что Европа рискует попасть в ловушку газового шантажа со стороны России, если продолжит строительство "Северного потока–2". Портал Baltnews.lt поговорил с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности Игорем Юшковым о целях, которые преследует Порошенко такими высказываниями.

Украинский лидер Петр Порошенко в интервью изданию Rheinische Post заявил, что "Северный поток–2" – чисто геополитический проект, у которого нет никакого экономического смысла. При этом он отметил, что Украина имеет все возможности для транспортировки газа из России в Европу.

Порошенко решил "предостеречь" европейских коллег от риска попасть в ловушку "газового шантажа России". По его словам, он сам лично сталкивался с подобным поведением Москвы, поскольку "Россия несколько лет назад шантажировала Украину". 

Портал Baltnews.lt узнал мнение ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова о том, на чем основаны заявления украинского лидера.

"Довольно странные тезисы выдвигает Петр Порошенко. В чем его логика: если Россия строит огромный газопровод, по которому начинаются новые поставки, а Европа, предположим, не покупала российский газ, то теперь она вся перешла на российский газ. Таким образом, она стала полностью зависима от России, которая будет ее шантажировать. Логика могла быть в этом, но, когда Москва и так является крупнейшим поставщиком газа в Европе, то строя "Северный поток–2" и пуская те же самые объемы, которые и так сейчас идут в Европу, никакой зависимости у Европы совершенно не возникает", – считает эксперт.

По его мнению, новый газопровод наоборот повышает уровень энергетической безопасности Европы: 

"Если она сейчас покупает эти объемы, то потом просто поменяется маршрут доставки. Будет не старый газопровод, построенный в советское время, срок и эксплуатация которого истекает. Украина за все эти годы своего существования не вкладывала туда достаточное количество средств, не проводила модернизацию и так далее, а теперь Россия строит новый обходной газопровод, который в общем-то служит повышению энергетической безопасности Европы, а не каким то там политическим целям".

Юшков напомнил о том, что Москве не свойственно ведение диалога с другими странами, используя шантаж: 

"Другой момент, если бы были какие-то прецеденты, когда бы Россия говорила, мол если вы не отмените санкции против России, тогда мы вам перекроем газ. Но Россия 50 лет уже поставляет газ в Западную Европу еще с советских времен, и никогда ничего подобного не было даже в разгар Холодной войны, когда дело доходило до прямого противостояния. Поэтому, почему после появления нового газопровода появится новый рычаг давления России на Европу совершенно непонятно. То есть здесь Порошенко исходит из собственных представлений, он говорим, что "нет, это я хочу шантажировать европейцев, чтобы говорить им, "дайте мне денег, а не то у меня вдруг труба сломается, и вы все замерзнете зимой". Скорее всего, логика его такая. То есть он фактически говорит, что труба должна проходить через Украину, и все должны быть зависимы от того, как Киев будет с этой трубой поступать", – считает эксперт.

Напомним, что в августе прошлого года президент США Дональд Трамп с одобрения конгресса утвердил возможность введения ограничительных мер против лиц и компаний, которые работают над проектом газопровода. Однако на прошлой неделе он заявил, что санкции против компаний установлены не будут. 

Источник: BaltNews.lt, 25.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики