|
||||||||||
![]() |
Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" и "Турецкий поток" перезагрузят газовую инфраструктуру Европы "Северный поток-2" и "Турецкий поток" перезагрузят газовую инфраструктуру ЕвропыРеализация проектов "Северный поток-2" и "Турецкий поток" неизбежна и в силу общей конъюнктуры, и по причине нежелания Киева модернизировать свою ГТС и вести конструктивные переговоры с партнерами. Так считают опрошенные ФБА "Экономика сегодня" эксперты. Изменения географии поставок газа в Европу, а также стратегия Евросоюза, цель которой - повышение гибкости рынка, скажутся на работе операторов газопроводов в регионе Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Такие выводы делают аналитики рейтингового агентства S&P Global Ratings. По их мнению, новые маршруты импорта газа, такие как "Северный поток — 2", "Турецкий поток" и "Южный газовый коридор", изменят традиционные бизнес-модели компаний, которые занимаются добычей и транспортировкой газа в ЦВЕ. В первую очередь это связано с тем, что "Северный поток — 2" и "Турецкий поток" изменят направления поставок - от традиционного маршрута через Украину и, следовательно, от стран Центральной Европы. "Кредитоспособность компаний, занимающихся транспортировкой газа, скорее всего, окажется под давлением из-за роста конкуренции между маршрутами, увеличения волатильности объемов транзита, постепенного истечения долгосрочных контрактов ship-or-pay (соглашения на транспортировку за фиксированную плату вне зависимости от объема перевезенной продукции) на традиционных маршрутах и высоких потребностей в капитальных расходах", — сообщают в S&P Global Ratings. Все это ведет к необходимости дополнительных инвестиций в новую инфраструктуру газопроводов в регионе. Бизнес-вызовГеография поставок уже меняется, говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов - появились два дополнительных газопровода на территории Германии: Opal, который шел на юг, другой, Neo, на запад, в сторону Голландии. Сейчас начинается строительство продолжения "Северного потока-2" - газопровод, идущий на юг. "То же самое по "Турецкому потоку". Если сейчас газ поставляется по Румынии и Болгарии, то теперь Турция будет получать часть этого газа напрямую, а то, что нужно Болгарии, другим балканским странам, им придется получать газ из Турции, и под это придется модернизировать газотранспортную инфраструктуру. Это все работа местных операторов, и для них это, да, бизнес-вызов. Больше всех недовольна, понятное дело, Украина, теряющая транзит", - сказал эксперт, отметив также, что недовольна и Словакия, и у нее сократится объем транзита. Братислава не так громко выражает это свое недовольство, что понятно - вес Словакии в европейском контексте невелик. При этом "Газпром" придумывает схемы, которые могли бы компенсировать потери словаков. Собственно, словаки сами понимают, что все это неизбежно - украинцы не модернизируют свою ГТС, так что проблемы рано или поздно возникли бы. Украинская смехотворная риторикаПеренастройка системы в Европе неизбежна, говорит заместитель генерального директора по газовым проблемам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. "Это связано с объективными причинами - украинская ГТС старая, никто гарантий того, что она будет нормально работать в долгосрочной перспективе, никто не дает. Эти гарантии предполагалось создать за счет формирования консорциума с участием Украины, России и Германии, но проект не состоялся, так как вкладываться в систему, крайне нестабильную политически, весьма рискованно (имеется ввиду киевский режим)", - говорит Гривач. Кроме модернизации, важно еще уметь конструктивно работать с партнерами. Вся риторика Украины даже сейчас, в ситуации перспективы сокращения транзита, строится не на том, что они готовы работать с партнерами, а на обвинениях - мол, нас лишают денег, которые нам почему-то положены по праву и все это происки врагов. "Разговоры об экономических потоках вообще не идут, а если и идут, то на смехотворном уровне", - отметил эксперт. На пользу ЕвропеВ любом случае все новые проекты поставок газа уже реализуются и обсуждаются, говорит Сергей Правосудов: "Много ли вы слышали в публичном пространстве претензий со стороны Братиславы? Словаки реально оценивают ситуацию, и понимают, что те страны, которые заинтересованы в этих проектах, та же Германия, обладают куда большим весом в Европе, чем они". Алексей Гривач в принципе не видит проблем с инвестициями в новую инфраструктуру. Это делает систему в Европе более интегрированной. Сам по себе большой реверс газа из Западной Европы в Центральную и Восточную не был бы возможен без "Северного потока", без него этого бы не случилось. А то, что какие-то маршруты становятся менее востребованными - это, заключил эксперт, "жизнь". Автор: Игорь Скрыпач Источник: Экономика сегодня, 01.10.2018 |
Аналитическая серия «ТЭК России»:Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления«Газпром» и Европа в поисках новой модели работыГосударственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 годаСеверный логистический маршрут: ждать ли прорыва?Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и ТурцииВсе доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг. |
||||||||
![]() |
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.Фонд национальной энергетической безопасности © 2007 Новости ТЭК Новости российской электроэнергетики |
|