Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владимир Путин обсудит последствия антииранских санкций

Владимир Путин обсудит последствия антииранских санкций

Энергетический форум в Москве пройдет накануне возможного перекрытия Ормузского пролива

Центральным событием открывающейся в Москве Энергетической недели станет согласование стратегий стран-экспортеров в условиях американского запрета на покупку иранской нефти. Иран уже предупредил о закрытии Ормузского пролива в случае вытеснения его с нефтяного рынка. Россия пока не может увеличить поставки нефти в Азию для замещения выпадающего иранского экспорта. Но это сможет сделать Саудовская Аравия – давний соперник Тегерана. В Кремле во вторник анонсировали встречу Владимира Путина с министрами нефти Ирана и Саудовской Аравии.

Президент Владимир Путин выступит в среду на Российской энергетической неделе (РЭН) – международном форуме с участием министров энергетики из 25 стран. При этом на полях форума Путин планирует встречу с главами профильных министерств Ирана и Саудовской Аравии – министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане и министром энергетики Саудовской Аравии Халедом аль-Фалехом. Об этом во вторник сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

По официальной информации, Путин планирует обсудить с участниками пленарного заседания форума приоритетные задачи и перспективы мировой энергетики. «Спикеры обсудят, каким будет завтрашний день мировой энергетики, какие приоритетные задачи предстоит решить, чтобы обеспечить надежное снабжение энергией крупнейших макрорегионов планеты и каждой страны в отдельности и на этой основе повысить конкурентоспособность национальных экономик. Также участники пленарного заседания обозначат тренды, которые будут определять общее энергетическое будущее всего человечества», – сообщают организаторы форума.

В дискуссии будут участвовать министр энергетики Саудовской Аравии Халед аль-Фалех, главный исполнительный директор Royal Dutch Shell Бен ван Берден, президент Fortum Corporation Пекка Лундмарк, президент Total Патрик Пуянне и главный исполнительный директор Enel S.p.А. Франческо Стараче.

Главный вопрос для участников нефтяного рынка – это последствия жестких американских санкций против покупателей иранской нефти, которые начнут действовать уже в ноябре. Президент Ирана Хасан Рухани в конце сентября в интервью телеканалу NBC не исключил, что может перекрыть Ормузский пролив, если США продолжат санкционную политику в отношении его страны. А госсекретарь Майкл Помпео заявил, что США не позволят Ирану блокировать Ормузский пролив, а также предупредил, что Тегеран не может претендовать на эксклюзивные права на это водное пространство. Но Иран интересует не столько водное пространство, сколько его доля на мировом рынке нефти и маршруты ее поставки странами-конкурентами.

В Иране учитывают тот факт, что РФ не может существенно увеличить поставки нефти на азиатские рынки и заменить нефть из Ирана. О существенных транспортных ограничениях для поставок российской нефти в Азию сообщил замминистра энергетики Павел Сорокин в интервью S&P Global Platts. Сорокин сообщил, что российские компании могут увеличить поставки на европейские рынки, так как в этом направлении почти нет транспортных ограничений, тогда как инфраструктура для экспорта на Восток используется на полную мощность. Россия увеличила экспорт нефти на азиатские рынки до более чем 1 млн барр. в сутки за последние восемь лет после ввода в эксплуатацию трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в 2010 году.

Китай как крупнейший покупатель иранской нефти объявил, что не собирается учитывать американские санкции против Ирана. Однако Япония, Южная Корея и, возможно, Индия скорее всего снизят закупки иранской нефти.

«России будет сложно увеличить поставки в Азию в случае резкой нехватки нефти в этом регионе. Работы по расширению мощностей ВСТО-2 до сих пор полностью не завершены, рассчитывать можно будет на увеличение мощности ВСТО с 44 до 50 млн т в год к 2020 году. ВСТО-1 выйдет на максимум 80 млн т тоже лишь к 2020 году. Пока же возможно только экстренное перенаправление морского трафика из Козьмино, но глобально заменить гипотетическое прерывание ближневосточных поставок в случае, например, блокировки Ормузского пролива будет для России невозможно», – объясняет эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. В случае же блокировки Ормузского пролива Китаю и иным странам Азиатско-Тихоокеанского региона придется экстренно снижать потребление в ущерб промышленности хотя бы на какой-то период, увеличивая закупки у поставщиков из Африки, Латинской Америки и Северной Америки, прогнозирует эксперт. Если же Ормузский пролив не будет заблокирован, то часть поставок Ирана заместят саудиты, говорит Митрахович.

«Европа и Иран могут прибегнуть к бартеру с целью обойти американские санкции. Евросоюз даже предлагает создать специальную финансовую структуру (SPV), которая будет обслуживать бартерную схему. Иран уверен, что страны ОПЕК не смогут легко возместить отсутствие на рынке поставок в объеме 2,3 млн барр. в сутки», – считает доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев. По его прогнозам, американские санкции не уменьшат объемы поставки иранской нефти, но сделают ее более дешевой. «Оборот иранской нефти на черном рынке увеличится, появится масса посредников и перекупщиков, что, возможно, не сделает рынок более прозрачным, а, наоборот, возможен черный нал или черный бартер и схемы желающих получить максимум по бросовой цене», – прогнозирует Тимофеев.

«В существующей системе управления нефтяным рынком и системой поставок энергоносителей у Ирана практически нет экономических рычагов влияния на ситуацию. В ОПЕК Ирану противостоит Саудовская Аравия, в мировых инстанциях, где могли бы быть обжалованы вводимые ограничения, Ирану противопоставлено исключительное положение США», – говорит главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков. Единственное, что остается Ирану, – это действия военно-политического характера. И здесь главный рычаг его влияния – Ормузский пролив, через который экспортируется более 18 млн барр. нефти и нефтепродуктов. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи уже заявил, что если его страна не сможет экспортировать нефть через пролив, то этого не сможет делать никакая другая страна.

На стороне покупателей главными пострадавшими, вероятно, станут страны Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые приходится более 80% импорта проходящих через Ормузский пролив энергоносителей, считает Быков.

«Не думаю, что в странах Азии зреет масштабный кризис в сегменте нефтепоставок на фоне ожидания антииранских санкций. К примеру, от Индии пока нет финальной резолюции о поведении после 4 ноября – даты включения режима санкций США. Япония пока тоже колеблется – речи о тотальном исполнении воли Вашингтона не идет. А Китай, естественно, проигнорирует санкции. Также в сделке России и Ирана «Нефть в обмен на товары» могут быть скрыты механизмы поддержки экспорта иранской нефти. Трансформация на рынке нефти, конечно, последует. Но она будет постепенной. Иранская нефть будет выбывать с рынка и замещаться, но не в режиме форсажа», – предполагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.  

Автор: Михаил Сергеев

Источник: Независимая газета, 02.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики