Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Технологические преимущества российской АЭС "Пакш-2" в Венгрии обесценивают политическое давление ЕС

Технологические преимущества российской АЭС "Пакш-2" в Венгрии обесценивают политическое давление ЕС

Будапешт не станет отказываться от совместного с Россией строительства АЭС «Пакш-2». Как отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, позиция Будапешта объясняется технологическими преимуществами и стоимостью предложения России. 

Давление ЕС на проект АЭС «Пакш-2»

Во время выступления на Российской энергетической неделе министр иностранных дел Венгрии Петер Сиярто заявил, что Будапешт ни за что не откажется от совместного с Россией строительства АЭС «Пакш-2». Давление ЕС на этот проект он назвал двойными стандартами и лицемерием Брюсселя, напомнив, что атомная энергетика для Венгрии является способом обеспечить свою энергетическую безопасность.

Как напомнил Сиярто, сегодня почти половина всей электроэнергии в Венгрии вырабатывается на единственной в стране АЭС «Пакш». После ввода в эксплуатацию новых блоков «Пакша», который запланировано на 2030 год, доля вырабатываемой АЭС энергии и вовсе достигнет 90%. В Будапеште отказываются идти на сделки с Брюсселем, которые вынудят их снизить объемы генерации атомной энергии

«У европейской бюрократии нет возможности вынудить те или иные страны отказаться от развития атомной энергетики, потому что это не входит в компетенции ЕС. По итогам европейской интеграции данные вопросы остались на уровне компетенции национальных государств. Но в рамках Евросоюза работают регуляторы чисто технологического характера, оценивающие техническую безопасность АЭС и их влияние на экологию.

К тому же кроме Венгрии атомная энергетика присутствует и в других европейсикх странах. Россия строит станцию в Финляндии, у Франции большое количество собственных проектов, в Бельгии и Германии АЭС также продолжают работать. Политическое же давление на премьер-министра Венгрии Виктора Орбана вряд ли окажется эффективным. Он традиционно находится во враждебном окружении, его не любят в Брюсселе, но это не мешает ему получать высокий уровень поддержки на внутренней арене, что позволяет не прислушиваться к ЕС при выработке энергетической политики», - отмечает собеседник ФБА «Экономика сегодня». 

Лучшее предложение России 

Напомни, что Россия и Венгрия подписали документы о строительстве новых энергоблоков на единственной в Венгрии АЭС «Пакш» еще в 2014 году. Реакторные установки предполагается строить по передовому российскому проекту ВВЭР-1200, в котором учтены постфукусимские стандарты надежности и безопасности. Стоимость проекта составляет около 12 млрд евро, 10 млрд из которых будут предоставлены на приемлемых условиях по государственному кредиту РФ.

«Стоит отметить, что наше энергетическое сотрудничество с Венгрией не ограничивается атомной энергетикой. Скорее всего, через территорию этой страны пройдет маршрут второй нитки «Турецкого потока». В принципе мы готовы поставлять Венгрии и газ, но атомная энергетика имеет свои преимущества – минимальные вредные выбросы и низкая стоимость вырабатываемой энергии. Здесь уже решает Будапешт.

Сегодня в мире существует ограниченное количество игроков, которым по силам реализовать такой проект как «Пакш-2»: Франция, США и Россия. Пытаются на рынок атомной энергетики выходить Южная Корея и Китай, но этот процесс постепенный. По соотношению цена-качество именно мы предоставляем лучший вариант, причем Восточная Европа традиционно является территорией АЭС советского промышленного дизайна. Там до сих пор остались технологические инженерные связи, да и по стоимости предоставляемых услуг с нами никто конкурировать не может», - резюмирует Станислав Митрахович.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 03.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики