Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Мало смысла, много политики: почему прибалтийский выход из БРЭЛЛ ударит по ценам

Мало смысла, много политики: почему прибалтийский выход из БРЭЛЛ ударит по ценам

Регулирующие органы Прибалтики подписали соглашение о распределении расходов на синхронизацию электросетей с Европой в рамках выхода из БРЭЛЛ. Инвестиционные затраты будут покрываться соответствующим оператором в каждой стране Балтии. Baltnews поговорил с экспертом об экономических последствиях, которые последуют за выходом из энергокольца.

Прибалтийские страны договорились о распределении расходов на синхронизацию электросетей с континентальной Европой в рамках выхода из энергокольца БРЭЛЛ.

Согласно соглашению, инвестиционные затраты стран Балтии будут покрываться операторами передающей системы стран Прибалтики – литовским Litgrid, латвийским AST и эстонским Elering. Эта договоренность является одним из требований к операторам энергосистем для обращения в Европейский союз по вопросу финансирования проекта. Максимальный размер финансирования проектов общего интереса со стороны Евросоюза может составить сумму в пределах 75 % от общей. Как сообщает Litgrid, стоимость проекта синхронизации в общей сложности составит около 1 млрд евро. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас ранее также называл эту цифру, отметив, что большую часть финансирования проекта возьмет на себя ЕС. 

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что в рамках выхода из БРЭЛЛ любая сумма является для стран Прибалтики весомой. Он также отметил, что новые условия на энергетическом рынке будут создавать напряжение для экономики стран, поскольку на европейском рынке тарифы выше. Эксперт полагает, что при импорте электроэнергии энергокомпании Прибалтики платили бы меньше, что делает проект экономически невыгодным.

"Это касается Литвы и Латвии. Нужно готовиться к тому, что электричество подорожает, что сделает менее конкурентоспособными те товары, которые производятся в этих странах", – заявил Юшков. Цены будут постоянно меняться, что создаст дополнительные риски для прибалтийских республик.

"Выход из БРЭЛЛ – это чисто политическое решение, и экономически оно никак не обосновано", – подытожил эксперт. 

"Шестого сентября регуляторы Литвы, Латвии и Эстонии подписали совместную договоренность о разделении расходов в рамках общего проекта об интеграции энергосистем стран Балтии в европейские сети и синхронизации с ними. Общая инвестиционная стоимость проекта достигает 432,55 миллиона евро (литовская инвестиционная часть составляет 167,045 миллиона евро)", – сообщила пресс-служба государственной комиссии по ценам и энергоконтролю Литвы.

Данные инвестиции охватят только один из трех этапов реализации проекта по синхронизации. По поводу остальных двух этапов инвестирования в проект будут приниматься отдельные решения.

Напомним, что страны Балтии заявили о желании выйти из БРЭЛЛ для обеспечения энергонезависимости от России. Литва, Латвия, Польша и Еврокомиссия 28 июня подписали политическое соглашение о синхронизации с сетями континентальной Европы до 2025 года.

Однако республики планируют договориться с Россией о восстановлении работы энергокольца в случае чрезвычайных ситуаций. 

Когда Литва отключится от российских энергосетей, у нее останутся только поставки энергии по одной ЛЭП из Польши и энергосмычка NordBalt, которая работает с перебоями. Реконструкция системы электропередачи в северо-восточной части республики продлится четыре года, и ее общая стоимость составит 28,9 млн евро. Эксперты заявляют, что электроэнергия в Литве неизбежно подорожает после выхода из БРЭЛЛ.

При этом электроэнергия в республике дорожает "с завидной быстротой". Еженедельно ее стоимость поднимается на сумму от 0,7 до 2 %. При этом производство электроэнергии в Литве сократилось на 1,8 %. 

Источник: Baltnews.lt, 11.09.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики