Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Владельцы АЗС требуют отпустить цены на бензин

Владельцы АЗС требуют отпустить цены на бензин

Российский топливный союз направил письмо вице-премьеру Дмитрию Козаку, куратору ТЭК, с просьбой разморозить цены на АЗС.

Представители топливного ретейла опасаются, что, если им не позволят поднять цены на бензин, независимые заправщики разорятся, так как для оптовиков таких же ограничений нет и, соответственно, маржинальность АЗС сокращается до нулевой отметки или даже уходит в минус.

Правительство летом поддержало ретейлеров, снизив акцизы на бензин и дизтопливо, и договорилось с нефтекомпаниями о том, что они временно зафиксируют цены.

Нефтяные компании тогда обязались нарастить поставки топлива на оптовый рынок на 3% по отношению к уровню 2017 года.

Сейчас же ретейлеры снова опасаются, что оптовые цены не позволяют им перепродавать его в розницу безубыточно, потому что правительство решило вновь повысить (с 1 января 2019 года) акцизы на бензин и дизельное топливо в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года.

Во всем виноват Минфин

Главным драйвером роста цен на топливо на АЗС является не абстрактное правительство и не коллективная нефтяная отрасль, а позиция конкретного Министерства финансов РФ, посетовал «Ридусу» глава Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Перед правительством не стоит задача убрать с рынка независимых заправщиков. Там знают, что независимые ретейлеры находятся на грани разорения. Но интересы Минфина, к сожалению, превалируют: ему надо наполнять федеральный бюджет, и это для правительства важнее интересов нашей отрасли,— говорит он.

Против топливной отрасли сегодня работает всё: и курс рубля, и отвязка его курса от мировых нефтяных цен, и постоянный рост акцизов.

Независимые АЗС, как это ни жестоко звучит по отношению к ним, пытаются идти против объективной реальности. Письмо РТС в адрес Козака — это своего рода попытка «независимых» административными методами «отменить наступление зимы», соглашается Аркуша.

Розничный рынок нефтепродуктов на сегодняшний день убыточный. Мы говорим об этом уже несколько лет. Исправить это возможно только нерыночными методами,— признаётся глава РТС.

По его словам, РТС этого не особо стесняется: ведь само правительство не чурается нерыночных методов, таких как заморозка розничных цен на топливо и введение акцизов на бензин.

Но если допустить уход малых заправщиков с рынка, потребителям от этого легче не станет, предупреждает Аркуша.

И летит куда хотит (хочет)

Уход независимых компаний отдаст рынок в монопольное распоряжение крупных игроков. Пока розничный рынок — единственный конкурентный сектор, и если конкуренция исчезнет, ничто не помешает оставшимся игрокам взвинчивать цены до такого уровня, какой они захотят.

Цены на бензин растут и сейчас — розничные продавцы вынуждены подтягивать их к ценам оптовиков. Уже сейчас розничная цена литра бензина на независимых АЗС выше, чем у сетевых компаний: в Москве на рубль-полтора, на Дальнем Востоке на пять рублей,— указывает Аркуша.

Единственный способ снижения цен на заправках — это отказ от приказных методов формирования цен на топливо: отменить акцизы, привязать рубль к нефтяным ценам, а в целом — ограничить влияние Минфина на внутренние дела нефтяной отрасли, делает вывод президент Союза независимых топливных компаний.

По прогнозам аналитиков, мировые цены на нефть до конца года могут взлететь до отметки в 100 долларов за баррель.

Но в связи с тем, что курс рубля «отвязался» от цены на нефть, а бюджетное правило экспроприирует у нефтедобывающих компаний всю выручку выше порога в 40 долларов, дорожающая нефть перестала сказываться на благополучии российских нефтяников по всей цепочке — от скважины до заправочного пистолета на АЗС.

Цены на топливо сейчас уже в два раза выше, чем планировали власти в начале года. Бензин и дизтопливо выросли на 8%, что разрушило планы правительства держать инфляцию не выше 4%.

О людях, живущих под высоким давлением

Давление со стороны нефтяной отрасли уже искажает картину, это давление накапливается и может сильно исказить макроэкономические показатели в будущем, рассуждает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Рост мировых цен на нефть естественным образом облегчает наполнение и исполнение бюджета России, это аксиома. Но благостную картину портит фискальное правило, которое искажает линейную зависимость цен на нефть и нефтяных доходов бюджета,— сказал он ранее «Ридусу», комментируя наметившийся в сентябре тренд на рост цены барреля.

Налоговый маневр, который использует правительство в отношении нефтедобывающих компаний до 2024 года, увеличивает налоговую нагрузку на этот сектор. Как пообещал Дмитрий Козак, в 2019 году будут проиндексированы акцизы. Это вынудит нефтяников искать способы повышения доходов, не нарушая закон о налоговом маневре.

Рост налоговой нагрузки рефлекторно заставляет нефтяников повышать отпускные цены на топливо, чтобы компенсировать недополученную прибыль. Включающийся немедленно эффект домино приводит к росту цен сперва на бензин, а затем — со всеми остановками вплоть до конечного ценника на полках магазинов.

С этим полностью согласен и представитель Fuel Service Company, в прошлом — член СД Московского межрегионального нефтяного союза Юрий Зуев, который еще в мае говорил «Ридусу», что отпускные цены на топливо практически сравнялись с розничными.

Но поднять розничные цены до уровня, который обеспечивал бы им маржу, на которую можно жить, частные автозаправки не могут — потому что над ними висит административный запрет это делать. Следовательно, они вынуждены закупать у оптовиков топливо по минимуму. Сейчас АЗС большую прибыль получают не от продажи бензина, а от сопутствующих услуг — магазинов и кафе, расположенных в придорожных комплексах,— описал он замкнутый круг, в котором оказался рынок топлива в России.
Автор: Игорь Серебряный
 
Источник: Ридус, 05.10.2018

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики