Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» дергает за все нитки

«Газпром» дергает за все нитки

Монополия ускоренно развивает транспорт газа с Ямала

Как выяснил “Ъ”, «Газпром» может ускоренно продолжить свою самую масштабную стройку последних десятилетий. Монополия планирует очередное расширение газопроводов для поставки газа с Ямала: третью линию Бованенково—Ухта и Ухта—Торжок оценочной стоимостью 900 млрд руб. Эти проекты учтены в плане по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года, который вскоре утвердит правительство. Трубы нужны, чтобы вывести на рынок газ новых месторождений на фоне роста экспорта и возможного нового контракта с Китаем.

«Газпром» уже в ближайшие годы может построить третью очередь газопроводов, по которым идет газ с Ямала, следует из комплексного плана по развитию магистральной инфраструктуры до 2024 года (есть у “Ъ”). Речь идет о третьей нитке Бованенково—Ухта (69 млрд кубометров, 1110 км) и третьей линии Ухта—Торжок (45 млрд кубометров, 973 км). Срок запуска Бованенково—Ухта в плане обозначен как 2023 год. Документ одобрен 24 сентября на заседании Совета при президенте РФ по стратегическому развитию, выход распоряжения правительства, по данным “Ъ”, ожидается в ближайшее время.

Таким образом, «Газпром» собирается ускоренно развивать северный газотранспортный коридор с Ямала, который начал строить в 2008 году. С тех пор были сданы первые две очереди Бованенково—Ухта (115 млрд кубометров в год, это соответствует проектной мощности добычи на Бованенковском месторождении, на которую оно должно быть выведено к концу года). Также «Газпром» расширил газопроводы до Торжка и завершает строительство второй очереди газопровода Ухта—Торжок на 45 млрд кубометров, откуда газ будет подаваться в газопроводы «Северный поток-1» и «Северный поток-2».

В монополии “Ъ” подтвердили, что она «ведет проектные работы для расширения мощностей северного газотранспортного коридора с учетом развития Ямальского центра газодобычи», но «говорить о сроках строительства новых газопроводов пока преждевременно».

Северный коридор — главная и самая дорогая стройка «Газпрома» последних 15 лет. Две очереди Бованенково—Ухта стоили 990 млрд руб. в ценах 2008 года — по оценке “Ъ” на основе отчетности «Газпрома», это не менее 1,3 трлн руб. в фактических ценах. Две линии Ухта—Торжок стоили совокупно 449 млрд руб. в ценах 2010 и 2011 годов соответственно, их общая фактическая стоимость, по оценке “Ъ”, может составить не менее 550 млрд руб. Исходя из прежних затрат, третья очередь газопровода с Ямала может обойтись примерно в 900 млрд руб.

Новые трубопроводные мощности нужны «Газпрому» для поставки дополнительных объемов ямальского газа, прежде всего с Харасавэйского месторождения, запуск которого запланирован на 2023 год с выходом на полку добычи в 32 млрд кубометров в 2026–2027 годах. Кроме того, «Газпром» намерен с 2025 года постепенно вводить в разработку на Бованенково неоком-юрские залежи, что позволит добавить еще 25 млрд кубометров в год к общей добыче месторождения. Ямальский газ необходим, поскольку добыча в традиционном регионе добычи Надым-Пур-Тазе снижается, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ.

На фоне рекордных поставок газа на экспорт и восстановления позиций на внутреннем рынке «Газпром» со своими нынешними добычными мощностями уже не так свободно, как в последние годы, закрывает пиковые потребности потребителей. В этих условиях монополия уже задумывается об активизации закупок газа в Средней Азии. Еще в 2000-х годах «Газпром» приобретал в Туркмении до 80 млрд кубометров газа в год, потом резко снизил объемы закупок и с 2016 года полностью прекратил их. С тех пор монополия приобретает лишь около 4 млрд кубометров газа в год в Узбекистане. Но 9 октября в ходе визита в Туркмению глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил местному агентству TDH, что монополия рассчитывает договориться о возобновлении закупок туркменского газа с 2019 года.

Дополнительным мотивом для «Газпрома» может стать стремление снизить поставки туркменского газа в Китай, чтобы самому подписать контракт на поставки в КНР через Алтай, эти переговоры в последнее время активизировались. Если контракт будет подписан, необходимость «Газпрома» в ямальском газе не только для экспорта в Европу, но и для снабжения Центральной России вырастет, поскольку газ Надым-Пур-Таза частично уйдет на юг в направлении КНР.

В то же время дорогостоящее новое строительство может в очередной раз помешать руководству «Газпрома» выполнить свои обещания перед инвесторами по росту дивидендов. До сих пор в компании говорили, что рост выплат возможен после 2020 года, когда рекордная из-за трат на «Северный поток-2», «Силу Сибири» и «Турецкий поток» инвестпрограмма «Газпрома» должна начать сокращаться.

Автор: Юрий Барсуков 

Источник: Коммерсантъ, 10.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики