Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США хотят за $1 млрд пристроить свой СПГ в Европу в пику России

США хотят за $1 млрд пристроить свой СПГ в Европу в пику России

Американские сенаторы Рон Джонсон и Крис Мерфи предложили своей стране выделить Европе с 2019 по 2023 годы 1 млрд долларов для снижения зависимости от российского газа. Согласно информации, размещенной на сайте сенатора Мерфи, "большая часть Европы полагается на энергию России". Россия же использует свое доминирование на европейском рынке, а также коррупцию, взяточничество и пропаганду, чтобы подорвать западные институты и оказать влияние на страны ЕС так, чтобы они не могли противостоять РФ и ее президенту Владимиру Путину, утверждает сенатор. 

Он напомнил, что Америка инвестировала миллиарды в укрепление военной мощи Восточной Европы. "Давайте не будем забывать об опасных последствиях энергетического удушья России", — призвал он. 

Ранее президент США Дональд Трамп заявил, что Германия будет полностью зависеть от энергопоставок из России, если не изменит свой курс. Вашингтон требует от стран ЕС отказаться от участия в проекте "Северный поток-2" и грозят санкциями тем, кто не пойдет на это. После запуска данного трубопровода с учетом уже действующего "Северного потока", через территорию ФРГ будет проходить более 100 млрд кубометров российского газа в год. 

С юга российский газ пойдет в страны Южной и Юго-Восточной Европы через строящийся сейчас газопровод "Турецкий поток". Кроме того, Россия обещает, что не будет полностью отказываться от украинского транзита, если сохранится экономическая выгода. Таким образом, все энергетические риски европейских стран на ближайшие годы будут сняты.

Это не устраивает Соединенные Штаты, которые продвигают Европе собственный СПГ со строительством регазификационных терминалов в Европе. На минувшей неделе Путин констатировал в этой связи, что Трамп борется за интересы своей страны, что вполне объяснимо, однако заокеанский сжиженный газ на европейском рынке дороже трубопроводного из РФ на треть, подчеркнул он. Это экономически необоснованная альтернатива.

КТО СТАНЕТ ПОЛУЧАТЕЛЕМ

Джонсон и Мерфи полагают, что выделенные средства помогут поддержать инвестиции частного сектора США в стратегически важные энергопроекты в Центральной и Восточной Европе с 2019 по 2023 годы. В сочетании с дипломатической и технической поддержкой это поможет "диверсифицировать поставки энергии в Европу и ослабить позиции России в регионе". Законопроект, добавили сенаторы, будет способствовать созданию новых рабочих мест в США. 

Опрошенные "Прайм" эксперты полагают, что выделение заявленной суммы вполне вероятно. "Вопрос о том, предложат ли США денежные средства для инвестирования в европейские энергетические проекты или нет, на наш взгляд, должен учитывать важный фактор, а именно – кто станет потребителем данных средств в Европе?", — рассуждает главный аналитик "БКС Премьер" Антон Покатович.

Европейские представители продолжают настаивать на том, что отношения с РФ по энергопоставкам носят чисто экономический характер, и зависимости от них нет. Однако уровень взаимной вовлеченности РФ и ЕС в вопросе энергетических поставок чрезвычайно высок – существует многолетняя культура торговых отношений, в которую встроена масштабная как производственная, так и инфраструктурная составляющая. Таким образом, проекты, подобные "Северному потоку-2", останутся для ЕС приоритетными.

Покатович напомнил, что неоднократно высказывалось мнение о том, что избыточное давление США на РФ по вопросу энергопоставок в ЕС в случае реализации такого сценария обрушит энергосистему самой Европы. "По нашим оценкам, реализация данного сценария отразится масштабным негативным эффектом и на топливном рынке США", — добавил он.

ЗА ТРИ КОПЕЙКИ

Кроме того, даже если Евросоюз решится на разворот в сторону США, заявленной суммы ни на что не хватит. "Один только "Северный поток-2" обойдется дороже 10 млрд долларов. На 1 млрд долларов можно построить лишь небольшой интерконнект – газопровод из одной страны в другую. Либо это может быть СПГ-терминал – такая возможность обсуждалась", — отмечает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков.

Но таким интерконнектом или терминалом может воспользоваться и Россия. Это право ей дает Третий энергопакет, гарантирующий доступ к европейской энергоструктуре для всех поставщиков и производителей. В этом случае непонятно, как новый объект поможет снизить энергозависимость от РФ.

Кроме того, далеко не факт, что новый терминал поможет сделать более дешевым сжиженный газ, рассуждает эксперт. Сейчас цена на него на европейском рынке намного ниже, чем в Азии, не имеющей трубопроводного газа. Поэтому основной объем СПГ сейчас идет на азиатские рынки, которые своим растущим спросом диктуют ценовую политику. Это, по мнению Юшкова, будет продолжаться и впредь. 

При этом в Европе входящие мощности для сжиженного газа есть – уже сейчас они позволяют принимать до 200 млрд кубометров в год, однако используются лишь на четверть, а в текущем году и того меньше. Причина – все та же экономическая нецелесообразность: трубопроводные поставки из России дешевле. 

"Не исключено, что США попытаются под эти деньги заставить Европу вложиться дополнительно в какую-нибудь инфраструктуру для СПГ. Или, к примеру, построить новый газопровод, например, от хорватского острова Крк в Польшу. Никакие трубопроводные проекты, пусть даже альтернативные российским, Вашингтону не нужны – ведь они обойдутся в десятки миллиардов долларов, но не позволят пристроить СПГ", — заключил Юшков

Автор: Наталья Карнова

Источник: ПРАЙМ, 11.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики