Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Что привело к отказу России от поставок бензина в Белоруссию

Министр энергетики России Александр Новак заявил, что Россия в 2019 году не будет поставлять в Белоруссию бензин и дизельное топливо, а также темные нефтепродукты.

Между Россией и Белоруссией идут довольно сложные переговоры. С 1 января 2019 года продолжается налоговый маневр, меняются все условия работы России и Белоруссии на нефтяном рынке. Если Россия своим НПЗ компенсирует повышение налога на добычу полезных ископаемых, то белорусские НПЗ Россия субсидировать не будет.

В результате рентабельность белорусской экономики начнет снижаться, потому что там все строится на покупке у России дешевой нефти, переработке в нефтепродукты с продажей на экспорт по рыночной стоимости. 

Думаю, что в рамках переговоров Россия хочет прийти к тому, чтобы поставлять Белоруссии нефть по рыночным ценам и передавать субсидии из нашего бюджета в их бюджет — оговоренную сумму, которую они смогут потратить на субсидирование собственных НПЗ. Россия хочет перейти на такую схему, а Белоруссия хочет без ограничений покупать дешевые нефть и нефтепродукты, а дальше продавать их по рыночным ценам в Европу.

Минск покупал порядка 20 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год по низким ценам, но это продолжаться не может с учетом налогового маневра. Я не исключаю, что какие-то договоренности по нефтепродуктам будут, чтобы не обнулять поставки, которые поступают для внутреннего рынка Белоруссии, например, для нефтехимических предприятий. А вот продажа бензина, дизеля и темных нефтепродуктов, из которых Белоруссия получает товар и продает на Запад, это будет ограничено.

Нам не выгодно туда поставлять нефть и нефтепродукты. Если мы экспортируем нефть за пределы ЕАЭС, то российские компании платят в бюджет экспортные пошлины, но если поставлять эти объемы Белоруссии, наши компании прибыль все равно получают, но бюджет остается без экспортных пошлин. В результате Белоруссия получает дешевые нефтепродукты и переправляет в Европу, платит пошлины себе и зарабатывает. Для России в этом нет никакой экономической логики.

Россия просто хочет перейти исключительно на денежные отношения с Белоруссией, чтобы не поставлять сырье по стоимости ниже рыночной, а передавать четкую сумму из бюджета в бюджет. То есть Россия в отношениях с Белоруссией хочет перестать продавать ей энергоресурсы по льготным ценам.

Нас также нервирует тот факт, что Белоруссия является крупнейшим поставщиком дизельного топлива на Украину, а дизель используется, в том числе военной техникой. Но при этом Россия сама является одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов на Украину, и если бы мы это хотели ограничить, мы бы запретили туда поставлять.

На Украине в рабочем состоянии остался только один НПЗ, и его не хватает, поэтому почти все нефтепродукты Украина закупает за границей: и в России, и в Белоруссии, и в других странах. Я думаю, что сама схема российским чиновникам не нравится, потому Белоруссия покупает у нас за дешево, а продает за дорого, в том числе Украине.

Например, за январь-июль Россия поставила нефть в Белоруссию на $18 с барреля дешевле от ее рыночной стоимости, это огромное субсидирование, что также создает риски для внутреннего рынка. Причем мы повышаем НДС на все товары для наших граждан, а Белоруссии довольно существенные льготы делаем, поэтому в правительстве хотят отказаться от ее субсидирования, и налоговый маневр затеяли для повышения пополняемости бюджета. 

Автор: Игорь Юшков, ведущий аналитик ФНЭБ

Опубликовано: RNS, 12.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики