Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Глава комитета Европарламента: «Северный поток-2» запустят на год позже

Глава комитета Европарламента: «Северный поток-2» запустят на год позже

Запуск «Северного потока-2» будет отложен на год — на конец 2020 года. Об этом сообщил экс-премьер-министр Польши и глава комитета по энергетике, промышленности и исследованиям Европарламента Ежи Бузек. Свое заявление он сделал, выступая на III Международной конференции по энергетике, окружающей среде и сельскому хозяйству, сообщает польское издание Biznes Alert.

— Кажется, что запуск газопровода уже откладывается на несколько месяцев. По точному анализу, который я недавно читал, он будет отложен на год и запуск в коммерческое использование произойдет в конце 2020 года", — сказал Ежи Бузек. Польский экс-премьер-министр не стал уточнять, на чем основывается его заключение, однако в своем выступлении он говорил об изменениях в Газовую директиву ЕС, которые до сих пор не приняли. Год назад Брюссель предложил распространить действие Третьего энергопакета на все газопроводы, которые выходят на газовый рынок Евросоюза из третьих стран. В случае принятия изменений поставщик газа, например, не сможет являться оператором газопровода, что сразу делает предлагаемые изменения угрозой для «Северного потока-2», так как сегодня «Газпром» является единоличным владельцем Nord Stream 2 AG, которая осуществляет проект. Кроме того, под независимых операторов в балтийском газопроводе должны быть забронированы 50% мощностей. А это значит, что «Северный поток-2» будет наполовину пустой и это прямой намек партнерам «Газпрома», что себестоимость вырастет прокачки газа и «Северный поток-2» не будет прибыльным.

Сам же Ежи Бузек говорил о том, что, кроме новых газопроводов, под измененную Газовую директиву попадут и уже действующие газопроводы и уже вложенные инвестиции в осуществляемые проекты. Правда, на более мягких условиях.

Примечательно, что экс-премьер-министр Польши при этом подтвердил, что продвижение изменений в Газовую директиву идет тяжело. Он сообщил, что согласование застопорилось в Совете Евросоюза — на правительственном уровне. Biznes Alert отмечает, что прохождение документа и передача его в Европарламент замедлилось после того, как руководство органом перешло к Австрии, чья компания OMV является партнером «Газпрома» по «Северному потоку-2». Раньше вопрос не педалировала Болгария, которая до Австрии президентствовала в Совете Евросюза.

«Президентство Румынии в Совете Евросоюза позволит начать переговоры (с Европарламентом) только в январе. А в марте мы уже прекращаем нашу деятельность в Европейском парламенте. Боюсь, можем не успеть», — заявил Ежи Бузек.

Польское издание Biznes Alert отмечает, что на сроки ввода в строй «Северного потока-2» может повлиять и выдача Данией разрешения на строительство в ее экономической зоне Балтийского моря. Ранее Копенгаген так и не отреагировал на заявку Nord Stream 2AG на укладку газопровода в ее территориальных водах и компания-оператор подала новую заявку уже на альтернативный маршрут — в экономической зоне. В этом случае Дания едва ли сможет отказать, так как поводом может быть только экологическая причина, и, например, Швеция, несмотря на нежелание властей, вынуждена была согласовать «Северный поток-2» в своей экономической зоне Балтийского моря. Польское деловое издание замечает, что Дания может затянуть строительство балтийского газопровода, так как может рассматривать заявку до 12 месяцев.

Nord Stream 2 AG и «Газпром» не ответили на момент подготовки материала на запрос EADaily.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач говорит, что пока речь идет о польских «хотелках», а не о реальных сроках переноса запуска «Северного потока-2». «Работы по проекту ведутся по плану. Одну нитку точно запустят в 2019-м», — говорит эксперт. По его словам, Дания должна выдать разрешение, если не в территориальных водах, так в исключительной экономической зоне. «Это не задерживает проект. Датский участок можно уложить за два месяца», — считает замдиректора ФНЭБ.

«Что касается директивы, то они и пытаются успеть ввести ее в действие до запуска проекта, чтобы притормозить строительство, — добавляет Алексей Гривач. — Пока у них не получается».

Как сообщают «Ведомости», канцлер Австрии Себастьян Курц, занимающий сейчас пост председателя Совета Евросоюза, не согласился с предложением Еврокомиссии ускорить рассмотрение поправок в Газовую директиву. На разъяснения ЕК с рекомендацией законодателям «приступить к принятию решения по предлагаемым поправкам» Себастьян Курц ответил письмом, в котором указал целый ряд спорных вопросов и то, что дискуссию нельзя считать окончательной.

«У нас есть собственные интересы, при этом Европейский союз с полной ответственностью подходит к этому вопросу. Хотел бы вас уверить, что европейские государства, которые задействованы в этом проекте, они поддерживают его. Конечно, есть еще некоторые правовые вопросы, которые нужно прояснить», — заявил канцлер Австрии до этого — на пресс-конференции 3 октября по итогам переговоров с президентом России.

Сегодня укладка двух ниток газопровода «Северный поток-2» ведется в Германии и Финляндии. Разрешение на укладку в своей экономической зоне в Балтийском море не выдала только Дания.

Если Германия и Австрия поддерживают проект балтийского газопровода, то Польша, США и Украина — главные противники «Северного потока-2», который позволит доставлять ежегодно 55 млрд кубометров российского газа в Европу в обход Украины. Мотивы у каждой из стран свои. США лоббируют поставки собственного СПГ в Европу, Польша боится более сильной конкуренции с немецкими компаниями на внутреннем рынке страны, Украина же потеряет от снижения транзита более $ 2 млрд в год.

Источник: EADaily, 15.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики