Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как решить иранскую дилемму

Как решить иранскую дилемму

Иран – одна из немногих тем, по которым США все же ведут торг с Россией

Ситуация с американскими санкциями становится все более многогранной. С одной стороны, ждем нового санкционного залпа. С другой – пока ничего страшного не происходит и даже возник весьма показательный слух, что власти сами нагоняют ужасу, чтобы списать на санкции девальвацию рубля, труднопонимаемую населением при цене нефти выше $80 за баррель. Дональд Трамп, который все лето рассказывал европейцем про политически неправильный газ из России и необходимость отказаться от «Северного потока – 2», вдруг заявил, что пока не планирует вводить санкции против участников стройки. Да еще в присутствии ошарашенного польского президента Анджея Дуды – одного из основных борцов с трубопроводом в ЕС. А ведь для санкций даже не нужно нового дополнительного законодательства – CAATSA и без того дает исполнительной власти США необходимые инструменты. Кроме того, в Москву приехал министр энергетики США.

Это значит, что по определенным темам США все же ведут торг с Россией, и одну из них несложно обнаружить. Это Иран. Как известно, с 5 ноября заработают санкции США против Ирана, в том числе запрещающие закупку нефти. Для США это вопрос принципиальный – они прилагают серьезные усилия, чтобы убедить потребителей иранской нефти отказаться от нее. Санкции вводятся США без использования механизмов ООН, но для многих компаний этого вполне достаточно. Скажем, ЕС пытается создать механизм сохранения закупок иранской нефти ради спасения ядерной сделки, однако европейские концерны как от огня бегут от Ирана и из Ирана. В то же время жестко отказал Америке Китай, что вполне отражает современные геополитические реалии.

Полной блокады точно не будет. Но для Трампа принципиально важно все же сделать санкции максимально жесткими. И тут стоит вспомнить, что Россия вообще-то тоже покупает иранскую нефть и реализует программу «Нефть в обмен на товары». Министр энергетики Александр Новак даже заявил, что закупки продолжаются и Россия санкции США не поддерживает. Но торг на то и торг. Понятно, что Россия может предложить США: аккуратно прекратить закупки, официально даже не закрывая программу. При этом есть и обратная опция – расширение поставок из Ирана и помощь в организации серых схем. А они вполне реальны.

Блокада Ирана помимо возможности смягчить вопрос с санкциями в наш адрес не лишена и других экономических преимуществ. Это и дальнейший рост цен на нефть, и блокировка газовых проектов в Иране, который потенциально выступает конкурентом России на газовом рынке ЕС. Однако понятны и политические издержки. Иран – партнер России по сирийской истории. Кроме того, если санкции против Ирана окажутся с нашей помощью эффективными, то возникнет риск окончательного закручивания санкционных гаек потом уже и против Москвы. Так что дилемма непростая. Не исключаю, что в путинском окружении есть диаметрально противоположные взгляды на эту историю, отражением чего может быть реакция Минобороны в адрес Израиля по теме сбитого в Сирии российского самолета, хотя сам Владимир Путин предпочел вопрос не заострять. Но посмотрим, что он в итоге решит по иранскому вопросу.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 09.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики