Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Американские» грабли? Возить нефть и газ в Арктике будут российские суда

«Американские» грабли? Возить нефть и газ в Арктике будут российские суда

Со следующего года только российские суда смогут перевозить нефть и газ в Арктике. Об этом, как сообщает ТАСС, на шестом международном форуме «Арктические проекты: сегодня и завтра"заявил начальник отдела ценообразования и экономического анализа департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России Василий Нецветаев. По его словам, для новых иностранных судов введут запрет на транспортировку углеводородов.

«Внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания (КТМ) устанавливает запрет на использование с 2019 года новых иностранных судов для перевозки нефти и газа в российской Арктике. Исключительное право на эти работы получат суда, построенные на территории Российской Федерации», — сказал представитель министерства. Он добавил, что зарубежные суда смогут получить такое право только по решению правительства: «Но для этого заинтересованная сторона должна обосновать невозможность использования российских судов».

Изменения в КТМ призваны развивать отечественное судостроение. В частности, загрузить заказами новый судостроительный комплекс «Звезда», который развивает консорциум «Роснефтегаза», «Роснефти» и «Газпромбанка». В то же время танкеры ледового класса, которые перевозят сжиженный газ с проекта «Ямал СПГ», изготовлены в Южной Корее. Например, «Кристоф де Маржери», «Эдуард Толль» и «Владимир Русанов».

Глава президентского комитета по северному экономическому сотрудничеству Южной Кореи Сон Ён Гиль сообщил этим летом журналистам, что предприятия страны получили заказы из России на строительство 29 судов, среди которых 15 танкеров-ледоколов, предназначенных для перевозки СПГ в рамках проекта «Ямал СПГ». Очевидно, уже действующие танкеры-газовозы попадут под исключение, но что будет с еще строящимися, неизвестно. Против изменений в Кодекс торгового мореплавания активно выступал глава «Новатэка» Леонид Михельсон. Он говорил о том, что США в свое время уже наступили на эти грабли — именно поэтому и не могут возить свой СПГ из одной точки страны в другую и этой зимой были вынуждены покупать российский СПГ.

«Вы знаете, что одна из первых танкерных партий с проекта „Ямал СПГ“, которую мы продали на споте, попала на американский рынок. А как она туда попала? В США запрещены каботажные перевозки на судах неамериканского производства, а на американских верфях не построено ни одного СПГ-танкера. И они из Мексиканского залива в Бостон свой СПГ привезти не могут! Ну давайте мы не будем повторять чужих ошибок», — говорил «Коммерсанту» руководитель нефтегазовой компании. Он замечал, что поправки в КТМ делают практически невозможным выполнение поручения президента России об увеличении грузооборота по Севморпути до 80 млн тонн в год. «Нужно не запрещать плавание отдельных судов в какой-либо акватории, а поддерживать отечественное судостроение. Поэтому мы и предложили правительству создать специальный закон о поддержке судостроения РФ, — высказал свою позицию Леонид Михельсон. — Если посмотреть, как исторически развивалось американское судостроение, или самое мощное на сегодняшний день корейское, или китайское, без поддержки государства ни одна страна не сумела создать нормальное судостроение. Должны быть предоставлены максимальные льготы российскому судостроению, вплоть до прямых инвестиций в развитие».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков замечает, что Россия никогда не производила газовозы и собственных компетенций у нее нет. «Новатэку» под действующие и будущие проекты необходимо много судов и дешевле и быстрее, чем на «Звезде», сейчас могут их сделать именно в Южной Корее, где их производство поставлено на поток", — говорит эксперт.

Что касается «американских» грабель, то в самих США сейчас рассматривают законопроект «О развитии американского судостроения», не столько связанный с каботажными перевозками СПГ, сколько с тем, чтобы развивать собственное кораблестроение. В мае сенатор-республиканец Роджер Викер и сенатор-демократ Джон Граменди внесли в Сенат проект закона о том, чтобы с 2032 года 10% экспортных перевозок нефти из США обеспечивали танкеры Соединенных Штатов, а с 2040 года 15% поставок СПГ заграницу осуществляли американские газовозы. Сейчас в США действует закон Джонса, принятый в 1920 году. В нем говорится о том, что каботажными перевозками должны заниматься суда, построенные в США, имеющие американского собственника и американскую команду.

Источник: EADaily, 18.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики