Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Варианты экстренных мер для сдерживания цен на бензин озвучили эксперты

Варианты экстренных мер для сдерживания цен на бензин озвучили эксперты

Повышение акцизов на топливо может привести к подорожанию топлива, так что вероятно, что акцизы все-таки сохранятся на нынешнем уровне или вырастут в незначительной степени. Об этом рассказали эксперты ФБА "Экономика сегодня".

Сохранить акцизы на топливо на текущем уровне с 1 января вряд ли возможно. Об этом сказал заместитель министра финансов Илья Трунин. 

"Мне кажется, вряд ли. Мы бы все очень хотели не поднимать акцизы (на топливо с 1 января 2019 года), но нам непонятно, как заместить в короткий период выпадающие доходы региональных дорожных фондов. Это надо менять основные параметры бюджета, а он рассматривается 24 октября в первом чтении и, надеемся, будет принят", - сказал замминистра. 

Трунин напомнил, что ведомство наращивает объем средств, направляемых на демпфирующую компоненту в отрицательном акцизе. "Надеемся, что это снизит давление на цены", - сказал он. 

Сейчас в правительстве занимаются выработкой экстренных мер стабилизации внутреннего рынка топлива. Об этом рассказал директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. "Прорабатываем различные варианты. У разных ведомств разные предложения", - сказал он.

Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на 2019-2021 годы предупредила, что повышение акцизов на топливо в России с 1 января 2019 года может обернуться новым ростом розничных цен на бензин. Ряд чиновников с этим не согласен. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуановисключил скачки цен на топливо в России в следующем году. 

Полномочия кабмина

Решение по акцизам принимает правительство, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

"Решение это может быть принято в любом формате - больше, меньше - мы это видели в начале года, когда с 1 июня акцизы для стабилизации снижены, а с 1 июля не были повышены. Поэтому стабилизация топливного рынка - полномочия кабмина. Там упирают на то, что обратный топливный акциз может решить все проблемы рынка и тем самым стабилизировать ситуацию. Вопрос спорный - акцизы всегда толкают стоимость товара вверх, это простейшее правило. И я бы не уповал сильно на обратный акциз для НПЗ, - он еще не введен, не отработан, и как он будет работать, пока из области теории, а не практики", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Запереть нефтепродукты на внутреннем рынке

Что до возможных мер по стабилизации, одной из них может быть, считает Сергей Пикин, пересмотр параметров налогового маневра.

Можно также запереть нефтепродукты на внутреннем рынке, говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Но снижение цен принесет убытки нефтепереработчикам, скажется на их бизнесе. "Если у вас сплошные убытки, вы задумаетесь - надо ли перерабатывать нефть в таком количестве", - отметил эксперт.

По акцизам все понимают, что если повышение будет таким, как запланировано, это неизбежно приведет к подорожанию топлива.  Даже те механизмы, которые прописаны в налоговом маневре, не работают с акцизом, они компенсируют компании более дорогую нефть, говорит Пикин: "Так что если акциз повысят, цены вырастут".  

Что все-таки с акцизами

Эксперт считает высокой вероятность того, что акцизы все-таки будут сохранены на нынешнем уровне, либо будут повышены, но не так, как предполагалось.

"Если раньше собирались повысить чуть ли не вдвое, то вполне возможно, что акциз оставят без изменений с 1 января, чтобы посмотреть, как работает механизм компенсации в рамках налогового маневра", - сказал Игорь Юшков.

Ранее комментируя предложение ФАС с 1 января сохранить акцизы на бензин и дизельное топливо на текущем уровне, младший научный сотрудник Центра отраслевой экономики НИФИ Андрей Гордеев отмечал, что это благотворно скажется на рынке. К снижению стоимости топлива это не приведет, отмечает он, но это снизит темпы роста.

"Несмотря на заявления Счетной палаты, резких скачков цен все-таки не будет. Нефтяникам гарантированы компенсации в том, что касается 92 бензина и дизеля, поэтому они будут сдерживать цены. Но если мы будем смотреть по акцизам, это будет прирост в районе трех рублей по бензину и 2,40 р по дизелю", - говорил Гордеев.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики