Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпрому» везет? Доставка СПГ из США подорожала в 3,5 раза

«Газпрому» везет? Доставка СПГ из США подорожала в 3,5 раза

Танкеров СПГ не хватает и стоимость доставки спотовых партий сжиженного газа выросла до максимума с 2012 года. Это может привести к тому, что цена СПГ вырастет и этой зимой российский трубопроводный газ получит новое преимущество.

Как сообщает S&P Global Platts, с сентября фрахт газовозов подорожал на 40%, а по сравнению с прошлым годом — в 3,5 раза. По данным агентства, сегодня сложился дефицит танкеров как для работы в Тихом, так и Атлантическом океане. Поэтому ставки выросли до $ 130 тыс.-$ 140 тыс. в сутки.

«Повышение ставок демонстрирует, что снабжение СПГ растет быстрее, чем количество танкеров», — заметили в S&P Global Platts. «То, что мы можем увидеть по цене доставки СПГ, дважды произошло в 2008 году», — сказал агентству аналитик DNB Markets Николай Дывик, добавляя, что фрахт может подорожать и до 250 тыс. в сутки.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач считает, что рост ставок на доставку спотовых партий СПГ должен был произойти. «Лишние» газовозы — это временное явление, связанное с форсмажорами на проектах по производству СПГ. — говорит эксперт. — Никто не строит танкеры в расчете на спотовую торговлю".

Замдиректора ФНЭБ предполагает, что дефицит танкеров будет способствовать росту цены СПГ, а также снизит возможности для арбитража и перетоков сжиженного газа между рынками.

Рост цен на СПГ, однако, не будет значительным, полагает аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко. «Во-первых, значительная доля танкерного флота зафрахтована в рамках долгосрочных договоров, где ставка фрахта составляет $ 60−80 тыс. в сутки, и не меняется в зависимости от текущей ценовой конъюнктуры, — говорит эксперт. — Во-вторых, в себестоимости СПГ расходы на транспорт составляют небольшую часть, в среднем около 10%-20%. К примеру, стоимость доставки СПГ из США в Европу составляет около 1 долл. за млн БТЕ, при этом в эту сумму входит не только стоимость фрахта, но и расходы на топливо (в сопоставимых долях, точное соотношение зависит от стоимости фрахта и цен на горючее). Соответственно, даже 50%-ный рост цен на фрахт не увеличит цены выше, чем на 0.5 долл. за млн БТЕ (а скорее меньше). На этом фоне прочие колебания, основанные на балансе спроса и предложения на рынке, особенно на азиатском, в большей степени влияют на спотовые цены на СПГ».

В любом случае, удорожание доставки СПГ может, хоть и не намного, повлиять на итоговую цену, например, СПГ из США для Европы или Азии. И этим в пиковые периоды потребления в отопительный сезон, когда особенно востребован купленный на споте (бирже) газ, может воспользоваться «Газпром», чьи поставки не зависят от наличия танкеров и их ставок. Два обстоятельства, правда, могут свести на нет новое преимущество российского холдинга. По мнению замдиректора ФНЭБ Алексея Гривача, высокие цены на газ на хабах сдерживают сегодня спрос в Европе. При этом высокие ставки фрахта могут перенаправить СПГ из Азии в Европу. «При росте стоимости фрахта при прочих равных условиях трейдеры буду стараться выбирать более короткие маршруты. Это, в частности, может привести к тому, что в ЕС будет попадать чуть больше американского СПГ, чем сейчас (при сохранении небольшого ценового дифференциала между ЕС и АТР)», — добавляет аналитик Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО Александр Собко.

2018 год станет годом, когда будет построено самое большое количество газовозов. Мировой флот танкеров СПГ перешагнет отметку в 500 судов. Однако это не значит, что тарифы на доставку спотовых партий снизятся. В S&P Global Platts заметили, что в ближайшие месяцы Shell запустит проект Prelude Floating LNG, Inpex — проект Ichthys LNG, Cheniere — пятую очередь Sabine Pass и проект Corpus Christi, а «Новатэк» — третью очередь проекта «Ямал СПГ». Более того, сегодня мощности по сжижению газа в США составляют лишь треть от того, что планируется ввести в эксплуатацию к концу 2020 года. Поэтому спрос на новые танкеры СПГ в ближайшие годы может больше, чем их производство. «Средняя длина одной доставки за последние пять лет значительно увеличилась благодаря поставкам в Азию — до 9,3 тыс. миль», — также заметили в S&P Global Platts. «Это может иметь серьезные последствия для цен на доставку, так как под спотовые поставки используется ограниченное число танкеров», — сказал глава аналитического департамента Asia LNG в S&P Global Platts Джефф Мур.

Напомним, что в июне «Коммерсант» сообщил о том, что «Новатэк» ищет на рынке дополнительные танкеры для вывоза газа из-за ускоренного запуска второй и третьей линий проекта «Ямал СПГ». Поэтому компании придется либо добиться разрешения на использование танкеров Arc4, которые он получит по контракту с Dynagas, либо перенести точку перевалки из бельгийского Зебрюгге ближе к Сабетте — возможно, в район Мурманска. Ранее предполагалось, что СПГ будут вывозить специально построенные 15 газовозов, однако закончить их к моменту ввода третьей линии, сообщал «Коммерсант» не получается.

По данным Международной энергетической ассоциации (IEA), в середине этого года в мире насчитывалось 467 действующих танкеров СПГ. Однако, как говорится в опубликованном сегодня докладе ассоциации о ситуации на газовом рынке, строительство газовозов более дорогостоящие инвестиции, чем вложения в нефтяные танкеры. Например, танкер класса VLCC обойдется в $ 80 млн, газовоз — в $ 180 млн. При этом последний строится дольше — два-три года. Поэтому более 80% танкеров СПГ работают по долгосрочным контрактам, а их собственники даже при наличии свободных судов могут отказаться от разовых сделок в ожидании крупных контрактов.

Сегодня, по данным IEA, общие объемы емкостей действующих газовозов превышают объемы продаваемого СПГ, но к 2023 году, предполагают в ассоциации, может сложиться реальный дефицит танкеров. «Для рынка перевозок СПГ наличие свободных судов останется критически важным. На ситуацию будет влиять в том числе желание собственников газовозов соглашаться на кратко- и среднесрочные контракты по доставке СПГ или нет», — считают в EIA.

Источник: EADaily, 22.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики