Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Тренд на удорожание": как власть может сдержать цены на бензин

"Тренд на удорожание": как власть может сдержать цены на бензин

Что будет с ценами на бензин и ждать ли бунта автомобилистов, Sobesednik.ru узнал у эксперта топливного рынка.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов сообщил, что правительство ищет экстренные меры стабилизации внутреннего рынка топлива. При этом снижение топливных акцизов в 2019 году или корректировка демпфирующего механизма, то есть компенсация нефтяникам за внутренние поставки, не обсуждаются. «Потому что дифференциал в ценах внутреннего рынка и на экспорт слишком большой. В этом случае перекупщики смогут покупать товар и вывозить на экспорт и зарабатывать на этом деньги, поэтому дальше снижать акциз или демпфер невозможно», – объяснил чиновник.

Тем временем глава Счетной палаты Алексей Кудрин выразил уверенность в том, что правительство «сделает все возможное», чтобы смягчить или нивелировать рост цен на бензин в начале 2019 года. С января, напомним, власти планируют поднять акцизы на топливо в 1,5 раза – до 12 314 рублей за тонну. 

Тревожные разговоры о возможном кризисе на топливном рынке возобновились впервые с весны этого года, когда резко подскочили цены на бензин и дизельное топливо. Власти остановили рост цен в июне, пообещав нефтяникам снизить активы и призвав их сдержать цены в рознице и увеличить поставки нефтепродуктов на внутренний рынок. 

О ситуации на топливном рынке Sobesednik.ru поговорил с руководителем аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александром Пасечником:

– Что будет с ценами в ближайшие месяцы и после Нового года?

– В ближайшее время они, может быть, и будут стабильными – на тех уровнях, на каких они сейчас. Повышение акциза с января в любом случае окажет влияние на розничные цены. Они будут расти в зависимости от того, какие компенсационные механизмы задействуют регуляторы. Тех механизмов, которые есть, может оказаться недостаточно для стабильности на рынке. Пока эта тема стоит остро, учитывая внимание к ней, ее социальную историю, а также ее влияние на макроэкономическую ситуацию: рост цен провоцирует изменение инфляции, в то время как надо удерживать цены в рамках годовой инфляции. Здесь масса сложностей.

– Какие механизмы есть у правительства, чтобы сдержать рост цен?

– Есть демпфирующие вещи, в том числе демпфирующая надбавка для нефтекомпаний в рамках обратного акциза. Есть заградительная пошлина на нефтепродукты. Но это все идет вразрез с логикой налогового маневра, который подразумевает, напротив, обнуление пошлин. Так что пока ничего эффективнее не видится, чем включать какие-то ручные режимы на определенные отрезки времени.

Так было и этой весной, когда цены после выборов стремительно пошли вверх. Был выбран сценарий со снижением акциза, и это как-то стабилизировало ситуацию на внутреннем рынке. Но о снижении цен речь не шла, хотя потребитель просил скорректировать цены.

– В 2019 году так быстро и эффективно стабилизировать цены не получится, как в 2018-м?

– Никто их и не стабилизировал. И быстро не получилось. Такие решения были приняты и отыгрыш состоялся после того, как цены выросли. Удалось лишь предотвратить дальнейший рост.

Внешняя конъюнктура, в том числе цены на нефть, провоцирует нефтяников больше нефтепродуктов продавать за периметр. И этот момент способствует возможным кризисам на внутреннем рынке. Но власти все это держат на контроле.

– Рост цен на бензин ощутят на себе все регионы? Или кому-то повезет больше, кому-то меньше?

– Конечно, это затрагивает все регионы. У нас если индексируется, то индексируется повсюду. На рынке сохраняется олигополия [рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а новым фирмам мешают развиваться высокие барьеры в отрасли – прим. Sobesednik.ru]. Возможно, где-то рост цен будет больше, где-то меньше, но тренд на удорожание будет единым.

– Что подорожает вместе с бензином?

– Будет дорожать все, где есть транспортная составляющая. Поэтому я и говорю, что это социально значимая история. Поэтому к ней и такое повышенное внимание.

– Кстати, а наше повышенное внимание, весь этот ажиотаж влияет на настроения на рынке и на цены?

– Это настраивает руководство нефтекомпаний действовать больше в социальном русле. Но коммерция обычно берет верх над социальной ответственностью. Это естественно для рыночной экономики, хоть и с элементами госрегулирования. Все идет от прибыли.

– Возможны ли народные волнения в связи с подорожанием бензина?

– Локальные всплески недовольства были [весной]. Такое может происходить, но это не будет мейнстримом.

Я бы обратил внимание на идею об отмене транспортного налога. Если уж потребителю давать бонус при налоговом маневре и удорожании топлива, то стоит отменить транспортный налог для всех категорий [транспорта]. Это будет отдушиной для потребителя. Из-за подорожания топлива кто-то стал меньше ездить на машине, а налог он платит. Это неверно. Предполагается, что транспортный налог заложен в акцизы. Если растут акцизы, то надо быть лояльнее с транспортным налогом и его убирать. Эти вещи активно звучали в предвыборном цикле и в Совете Федерации, и в Думе. Но сейчас эту тему замалчивают.

– Сейчас это ни к чему, наверное: денег у казны мало, надо у людей деньги высасывать. 

– У казны с деньгами нормально – сейчас есть профицит. Вопрос в том, что сохраняются риски этого профицита. Сейчас надо все-таки накапливать, потому что конъюнктура нестабильна. Может начаться цикл низких цен на нефть, и все изменится. Это пугает регуляторов и финансовый блок правительства. 

Автор: Олег Ушаков

Источник: Собеседник, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики