Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Эксперт о ценах на бензин: "Дубинка" у государства есть, и оно уже достало ее

Директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов – о росте цен на бензин в России осенью:

– Цены на бензин, как отмечает Росстат, снова начали расти. Это неудивительно: в России существуют все предпосылки, чтобы бензин дорожал и дальше. Во-первых, нефтяные цены остаются высокими. Во-вторых, у нас высокими остаются налоги. При этом они еще и увеличатся – с 1 января 2019-го, как известно, будет происходить ускорение завершения налогового маневра. Можно отделить ситуацию 2018 года от ситуации 2019-го. Но обе они достаточно печальные.

В нынешней главный фактор – рост мировых цен на нефть. У нефтяных компаний есть альтернатива в виде поставок за рубеж. Поэтому самое модное слово в нефтяной индустрии в 2018-м – netback (разница цены экспорта и внутренних поставок). Если нефтяной компании выгоднее поставлять нефть и нефтепродукты за рубеж (а там нет проблем со сбытом), конечно, она примет решение в пользу экспорта, ограничивая поставки на внутренний рынок. Тут математика предельно простая. 

А цена на нефть в этом году выросла очень сильно, и поставлять на экспорт действительно очень выгодно. Но отказаться полностью от внутренних поставок нефтяники не могут и, чтобы хоть как-то компенсировать потери, повышают цены. Тем более что особой конкуренции на этом рынке нет.

Ситуация 2019-го несколько иная. Можно сказать, что налоговые решения правительства программируют рост цен на бензин. С 1 января, как я уже сказал, заработает ускорение завершения налогового маневра. Это означает, что экспортная пошлина будет сокращаться. Но будет расти НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), то есть налоги на добываемую нефть увеличатся. Таким образом, налогообложение отрасли в целом усилится. А главной жертвой в сегменте вертикальной интеграции окажется переработка.

Обещают, что из-за налогового маневра цены не вырастут. Это не совсем так. Дело ведь не в маневре. Под стонами нефтяных компаний Минфин подсластил пилюлю и согласился на такую схему: в ситуации, когда нетбэки серьезно меняются в пользу экспорта, государство (при определенных условиях) компенсирует переработчикам часть их недополученной прибыли. Речь идет о том, чтобы стимулировать нефтяников сохранять определенный уровень поставок на внутренний рынок.

Но эта выплата составит порядка 200–300 млрд руб., при этом за счет ускорения налогового маневра государство заберет больше. В общем, в ситуации, когда государство считает бензин источником дохода и держит высокие налоги, дешевым он не будет никогда. Какую бы модель ни вводили.

И все же я бы не стал ожидать сверхсерьезного роста цен: в крайнем случае государство просто применит репрессии. Скажем, введет запрет на экспорт топлива за рубеж. Или введет обязательства продавать определенный объем бензина на внутреннем рынке. Подобные идеи сейчас постоянно возникают. Это не рыночные меры, но такая «дубинка» у государства есть. И оно уже достало ее и положило на стол... 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2018 под заголовком «Бензин дешевым никогда не будет». 

Источник: Собеседник, 23.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики