Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Победа" Киева над МВФ по газовым тарифам оказалась лишь отсрочкой с дальнейшим ужесточением

"Победа" Киева над МВФ по газовым тарифам оказалась лишь отсрочкой с дальнейшим ужесточением

Новый рост тарифов на газ для населения на Украине запланирован на период сразу после того, как пройдут президентские выборы, и эти действия Киева - обычная политическая отсрочка. Об этом сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Алексей Гривач.

Украина будет вынуждена повысить цены на газ для населения еще на 40%. Об этом пишут украинские издания, ссылаясь на  "собеседника, знакомого с позицией МВФ". Известно, по условиям сотрудничества Киева с Фондом цена должна сравняться с рыночной. В МВФ уверены, что не выполнить это Украина не сможет. Повышение предположительно пойдет в несколько этапов. Весной цены должны вырасти на 15%, далее на 25% - осенью 2019 года.  

В этом году власти уже подняли тарифы на газ — с 1 ноября на 23,5%. При этом премьер-министр Владимир Гройсман заявлял, что в ходе переговоров с МВФ удалось достичь компромисса — фонд требовал повышения сразу на 60%. 

Повышение цен на газ является одним из четырех условий МВФ для продолжения сотрудничества с Киевом. Также Украина обязана провести антикоррупционную реформу, принять сбалансированный бюджет и реорганизовать Государственную фискальную службу.

Политическая отсрочка

Все это - ожидаемое развитие событий, и то, что правительство и Порошенко преподносили как некую дипломатическую победу - что якобы добились соглашения от МВФ на более мягких условиях - на деле оказалось политической отсрочкой, чтобы пройти период выборов президента с минимальными потерями для позиций действующей власти, говорит Алексей Гривач

Повышение тарифов наверняка случится после выборов, и это лишний раз показывает, что украинские власти не способны выстраивать политику в интересах населения и экономики, и находятся в полной зависимости от международных кредитов, которые должны пойти на погашение их долгов. 

Далеко не загадывают

Как это все скажется на досрочных парламентских выборах, запланированных на осень 2019 года, - когда ожидается очередной этап повышения цен? Эксперт считает, что в Киеве так далеко не смотрят.

"Их первоочередная задача - снизить негативное воздействие на текущую избирательную кампанию, которая уже фактически идет. Загадывать, что там будет следующей осенью, не в традициях украинских властей. Думаю, они уговаривали МВФ и слезно обещали, что поднимут цены на 60% после выборов, но зная цену таким обещаниям, международные кредиторы - которые, напомню, давно не выделяли кредиты Украине - потребовали роста в несколько этапов", - сказал Гривач.

Снизить потребление

Почему такая сложная ситуация с обслуживанием внешних долгов? У "Нафтогаза" нет проблем с тем, чтобы получить дополнительные деньги с населения. Но это является структурным требованием МВФ, считающего, что Украина живет не по средствам, что она не должна потреблять столько газа, сколько потребляет, например, условная Франция.

"Поэтому надо потребление снизить. То, что при этом разрушается социальная сфера, никого не интересует. Украина же при СССР была газифицирована на сто процентов. И то. что ее сейчас выдавливают в более архаичное состояние - ну, такова политика", - пояснил эксперт. 

Перспектив не видно

Перспектив для изменения энергетической политики Украины в отношениях с внешними партнерами, с той же Россией, вследствие возможных сложностей на рынке, по мнению Алексея Гривача, не видно: "Это маловероятно, для этого нужна другая власть, более рациональная и менее политизированная".  

Меры по росту тарифов будут вызывать негативную реакцию в обществе, и могут сказаться на позициях власти. Естественно, Киев обвинит в этом Россию. В целом же Украина будет вести себя как сейчас, их задача - сохранить транзит российского газа. 

В ситуации повышения тарифов Киеву разумно было бы пересмотреть свои отношения с "Газпромом", перестать идти на конфликт. Но это маловероятно, говорил ранее ФБА "Экономика сегодня" директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

"Здравый смысл подсказывает, что если тебя вынуждают повышать стоимость газа на внутреннем рынке, ты должен думать, как компенсировать эти потери. Как это сделать? Минимизировать издержки. Если ты сокращаешь издержки, у тебя есть определенный лаг возможностей для работы с конечным потребителем. Когда у "Нафтогаза" есть прибыль, он может как госкомпания делиться с потребителем", - сказал эксперт.

Но вместо того, чтобы минимизировать эти издержки, Киев думает о другом и готов терять деньги дальше ради политических принципов. Впрочем, и сам "Газпром" не хочет осуществлять эти поставки, дожидаясь разрыва контракта с "Нафтогазом", пояснил  Симонов.

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики