Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Условия возвращения Eni в нефтяные проекты на шельфе Черного моря назвал эксперт

Условия возвращения Eni в нефтяные проекты на шельфе Черного моря назвал эксперт

Сообщения, что Eni вышла из проекта с "Роснефтью" на шельфе Черного моря‍, правдоподобны, но санкции – не основная тому причина. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков

"Практически все контракты, которые были подписаны Россией с иностранными компаниями по разработке шельфовых месторождений, либо разорваны, либо заморожены. Причина в ресурсной базе – нужно было сначала подтвердить в южных морях наличие углеводородов, потом понять рентабельность добычи на этих месторождениях. Наиболее вероятен сценарий, что стороны пришли к выводу: разрабатывать их в нынешних условиях не стоит затрат, потому проекты замораживают.

Американские санкции запрещают иностранным компаниям работать с Россией по глубоководным шельфовым проектам – глубиной более 156 метров. Менее глубокие не подпадают под ограничения и могут разрабатываться, дело лишь в экономической целесообразности. Однако отказываться от проектов с Россией никто не станет – нет смысла, их лишь замораживают. Той же Eni важно демонстрировать свое участие в крупных международных проектах – это вопрос ее статуса. Итальянцы демонстрируют, что есть временные технологические или экономические трудности, но они застолбили проект и вернутся в него. А значит, перспективы компании хорошие, это повышает капитализацию", - отмечает аналитик.

Сразу несколько российских СМИ со ссылкой на источники в правительстве сообщили, что итальянская Eni вышла из проекта с "Роснефтью" на шельфе Черного моря. Неназванный чиновник рассказал РИА "Новости", что также "обсуждаются условия временной приостановки" проектов на шельфе Баренцева моря. Об этом стало известно перед встречей премьер-министра Дмитрия Медведева с его итальянским коллегой Джузеппе Конте. Слухи о приостановке совместной работы "Роснефти" и Eni муссируются с весны, но обе компании напрямую этого не подтверждают до сих пор.

"В арктических морях – Карском, Баренцевом – тоже санкции стали лишь формальной причиной для прекращения работы на шельфе. Но и без санкций работы бы там не велись из-за цен на нефть – когда контракты подписывались, баррель стоил 110-120 долларов и предполагался его дальнейший долгосрочный рост. То есть через 7-10 лет, когда начнется добыча, баррелю предсказывали прост под 150 долларов, и тогда арктические проекты были бы выгодны их участникам.

Сейчас цена нефти менее $80, она не комфортна для разработки месторождений в суровых арктических условиях. И даже при 100 долларах эта работа нерентабельна. Потому вернутся к шельфовым проектам Арктики Россия и партнеры только в случае, если будет выполнено одно из условий: либо существенно вырастет цена нефти, либо появятся технологии, позволяющие в арктическом шельфе ее добывать дешево. И то и другое в перспективе не исключено, санкции же при этом будут иметь лишь вторичное значение", - подчеркивает специалист.

Нефть и санкции

С весны говорилось, что Eni вышла из совместного предприятия с "Роснефтью" в марте, после того как было завершено бурение первой сверхглубоководной поисковой скважины на лицензионном участке Западно-Черноморская площадь. В отношении совместных проектов двух компаний на шельфе Баренцева моря в настоящее время якобы "обсуждаются условия их временной приостановки". В "Роснефти" и Eni эти сообщения не комментируют. 

"Роснефть" и Eni с июня 2013 года реализуют проект разработки месторождений на шельфе Черного (Западно-Черноморская площадь) и Баренцева (участки Федынский и Центрально-Баренцевский) морей. В совместном предприятии доля "Роснефти" - 66,67%, Eni - 33,33%. По итогам бурения первой сверхглубоководной поисково-оценочной скважины "Мария-1" в Черном море нефть найдена не была. Глубина моря в точке бурения - 2109 метров, фактическая глубина скважины составила 5265 метров.

"Пока сохраняются санкции, иностранные компании совместно с российскими партнерами все равно будут стараться прощупывать варианты, где их можно нарушить. Досконально и демонстративно можно соблюдать один параметр ограничений, допуская допуски в других моментах – то же ограничение в 156 метров глубины бурения можно выполнить, привнеся новые технологии в российские проекты. Таких случаев, на мой взгляд, будет все больше.

В России есть привлекательные и рентабельные месторождения, иностранный бизнес не готов отказываться от них. Когда санкции только вводились, России предрекали уход всех иностранных партнеров, включая знаменитую международную Schlumberger. Прошло несколько лет, и мы видим совершенно обратную картину. Та же "Шлюмберже" покупает и российские активы, и согласна на передачу РФ технологий, международные компании в подавляющем большинстве остались и демонстрируют заинтересованность.

Потому рано или поздно Eni, Statoil и другие вернутся к проектам – для этого нужны лишь внешние условия. К американским компаниям вроде ExxonMobil будет двоякое отношение – ни президента Барака Обаму, ни его преемника Дональда Трампа они не убедили в неприемлемости санкций к России. Им в случае ухудшения отношений РФ и США будет мало что светить в нашей стране, но это не значит, что после ухода "свято место" останется пустым надолго", - заключает Игорь Юшков.

Автор: Максим Бут 

Источник: Экономика сегодня, 24.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики