Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Разделение "Нафтогаза" подтолкнет Европу к транзитным проектам "Газпрома"

Разделение "Нафтогаза" подтолкнет Европу к транзитным проектам "Газпрома"

Разделение "Нафтогаза" никак не скажется на отношениях с "Газпромом", это внутренние процессы в Киеве, вызванные конфликтом интересов. Об этом рассказал эксперт ФБА "Экономика сегодня" Станислав Митрахович.

Украинская компания "Нафтогаз" должна быть разделена на две структуры. Об этом заявил премьер-министр страны Владимир Гройсман. 

"В любом случае разъединение "Нафтогаза" неизбежно: это предусматривает европейское законодательство — добыча газа с одной стороны, а транспортировки и хранения — с другой", - сказал глава правительства, отметив, что речь идет о требованиях Третьего энергетического пакета — правил, определяющих вопросы энергетики на территории ЕС.

Расформирование "Нафтогаза" произойдет после того, как компания получит $2,6 млрд от "Газпрома", которые в феврале ей присудил Стокгольмский арбитраж. Гройсман указал, что для начала процесса реорганизации независимый наблюдательный совет должен предложить "успешную модель".

Напомним, что в декабре прошлого года и в феврале 2018-го Арбитражный суд Стокгольма вынес два вердикта по спору "Газпрома" с "Нафтогазом", связанному с условиями транзита и поставок топлива.

Арбитраж постановил, что "Нафтогаз" должен выплатить "Газпрому" $2,019 млрд, а тот, в свою очередь, — $4,64 млрд. За вычетом долга Украины российская компания должна украинской $2,56 млрд. "Газпром" сначала оспорил решение по транзиту в апелляционном суде, а затем потребовал его отмены.

Конфликт интересов

Мотивами заявления Гройсмана является его конфронтация с руководством "Нафтогаза" и непосредственно с руководителями компании Коболевым и Витренко, которые завязаны на американское посольство в Киеве, объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Гройсман с удовольствием бы уволил команду Коболева, но проблема в том, что украинское правительство в свое время приняло такой устав "Нафтогаза", по которому почти все полномочия по управлению переданы наблюдательному совету. В этот совет входят люди, которые с Коболевым в хороших отношениях, и, соответственно, совет, заседающий в Лондоне, Гройсману неподвластен. Гройсман, чтобы убрать Коболева, регулярно заявляет, что "Нафтогаз" не нужен. Но у Коболева есть контраргумент  - мол, у нас конфликт с "Газпромом", и пока все споры не завершены, мы реформироваться не можем. На деле же реорганизация вполне возможна, так что все эти разговоры об условиях реорганизации с Россией никак не связаны, это следствие внутриукраинских разборок", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня". 

Репутация хромает

"Газпром" в публичном и юридическом пространстве апеллирует к тому, что украинская газовая сфера не очень надежна. Внутри этой системы много всяких нюансов, конфликтов, и в целом она действительно производит впечатление не очень слаженной.

"Нам важно наблюдать за всеми этими разборками, так как они являются индикатором того, что качественно никакого прогресса на Украине в системе управления не происходит, идет, скорей, ее износ. Нам нужно смотреть и объяснять нашим европейским партнерам, что с этими ребятами иметь дело как с долгосрочными партнерами сложно, поэтому давайте строить обходные газопроводы, и транзит через Украину если не прекращать, то сокращать", - сказал Станислав Митрахович.  

Будущее транзита

Будет ли "Газпром" продолжать транзит газа через Украину, зависит от того, как будет развиваться ситуация в этой сфере в Киеве.

Если в ходе этой борьбы Киев не будет инвестировать в модернизацию изношенной системы, у России появятся дополнительные аргументы для Евросоюза в пользу того, что нужно строить новые газопроводы. "А также доказательство того, что наше прекращение транзита в следующем году оправдано", - сказал эксперт ФБА "Экономика сегодня".

Автор: Игорь Скрыпач 

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики