Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Нефтяники и правительство лишь отодвинули проблему на несколько месяцев?

Компании снижают оптовые цены на бензин после подписания соглашения с правительством. Пошли вниз и топливные цены на Петербургской бирже. Долго ли продержатся относительно низкие цены на топливо и что говорят участники рынка?

Нет никакого компромисса. Нет никакого прорывного решения. Нефтяники и правительство подписали документ, который не решает проблему.

В лучшем случае цены на бензин какое-то время не будут расти. Может быть, до весны. Может быть, до нового года. А может, хватит всего на несколько недель. Потом цены снова пойдут вверх. 

Компании и правительство не договорились о главном: об экспорте топлива. Именно из-за того, что экспортировать его можно всем, и в неограниченных объемах, внутри страны сложился дефицит и выросли цены. Экспортируют все — и крупные компании, и просто перекупщики. Дорогая нефть и слабый рубль позволяют получать огромную прибыль.

Правительство изначально хотело договориться с нефтяниками об ограничении экспорта, а вовсе не о заморозке оптовых и розничных цен, о чем в итоге подписали соглашение. Сегодня их снижают, а завтра нефтяники снова попросят поднять, предполагает гендиректор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов:

«Дайте нам возможность как-то так негромко, но все-таки повысить эти цены выше инфляции со II квартала. Поэтому такая схема тоже возможна: им дадут какое-то окно возможностей, они быстренько поднимут цены. Потом, если начнется шум, правительство опять их зафиксирует, но уже, конечно, на уровне чуть выше, так скажем, чем это было в конце 2017 года».

Почему власти и бизнес не смогли договориться об экспортном контроле? Правительство предложило экспортные лицензии, чтобы продавать топливо за рубеж могли только НПЗ. Это отсекло бы трейдеров, которые сейчас скупают внутри России бензин и экспортируют его. Но, видимо, не смогли договориться о том, сколько бензина компаниям придется оставлять в России.

Это ключевой для нефтяников вопрос. Им гораздо выгоднее экспортировать топливо, чем продавать на внутреннем рынке. Точно так же не прошло предложение перерабатывать и продавать на внутреннем рынке 17,5% нефти. И это тоже ключевой вопрос.

Сейчас одни компании экспортируют больше бензина, другие меньше, поэтому понимания между самими нефтяниками нет. Что будет с рынком дальше, рассуждает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев:

«Фактически мы перешли на внутреннем рынке бензина и дизтоплива на социалистическое хозяйство. Оно означает постоянное наличие дефицита и торговлю из-под полы. Вот это наша близкая перспектива».

Больше половины заправок в России — независимые. Власти заявляют, что снижение оптовых цен позволит таким АЗС снизить стоимость топлива. Но пока не ограничат экспорт, до них недорогой бензин может не дойти. Заправщикам можно отказывать в поставках, а топливо, как и сейчас, уйдет за рубеж. Причем трейдеры заработают еще больше, чем сейчас, потому что будут закупать бензин по административно сниженным внутренним ценам. В итоге оптовые цены снова пойдут вверх.

Владелец небольшой башкирской сети АЗС Виталий пока не очень верит, что цены вообще снизятся.

«Сейчас еще рано говорить, ценовая политика обычно у них меняется — среда-пятница. Завтра пятница, вот если завтра поменяются отпускные цены, мы увидим, на сколько они понизят или нет. Они снижали обычно в течение недели. Самое главное, чтобы они убрали трейдеров, а прямые договоры с хозяевами заправок заключали. Вот это было бы хорошо постоянно».

В итоге правительство хоть и хотело, но не сделало то, о чем просят предприниматели: убрать трейдеров. Осталось еще два способа. Ввести заградительную экспортную пошлину, но это негативно скажется на добыче и нефтепереработке. Пошлина делает бессмысленными инвестиции в трудноизвлекаемые запасы и модернизацию заводов. Последнее средство — ограничить экспорт по личному требованию первого лица. 

Источник: BFM.RU, 01.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики