Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Деспот и Иран: кого США отпугнули от нефти Персидского залива

Деспот и Иран: кого США отпугнули от нефти Персидского залива

Главные импортеры тегеранского черного золота рассчитывают на исключение из новых санкций Вашингтона 

Очередная порция санкций США против энергетического сектора Ирана вступает в силу 5 ноября.  Заодно начнут действовать и вторичные санкции против компаний третьих стран, которые продолжат сотрудничать с Тегераном в этой сфере. Вслед за выходом США из ядерной сделки по Ирану в мае этого года сотрудники американского Госдепа и Минфина отправились в два десятка стран с недвусмысленным предупреждением: вести дела с Тегераном опасно. Более того закупки оттуда нефти, на продажи которой опирается бюджет Исламской республики, вообще стоит прекратить. «Известия» изучили, кто уже поддался давлению Вашингтона, кто рассчитывает продолжить закупки у Ирана черного золота, несмотря ни на что, и насколько существенно нажим американцев повлияет в итоге на экспорт энергоносителей из этой страны. 

Самоотвод Европы

В середине лета, по итогам поездки в страны Европы и Азии представителя Госдепа Брайана Хука, ответственного за усилия США по изоляции Ирана, администрация Дональда Трампа не без гордости отметила: более 50 международных компаний склоняются к сворачиванию своей деятельности в Исламской Республике. Самой громкой жертвой стала французская Total: в августе компания, одной из первых пришедшая на иранский энергорынок вслед за отменой старых санкций в январе 2016 года, официально отказалась от контракта на разработку газового проекта «Южный Парс-11», где французам принадлежало 30%.

Вначале европейцы пытались найти выход из ситуации. Глава МИД Германии Хайко Маас предложил коллегам создать собственный валютный фонд и собственную систему межбанковских расчетов, недоступную для американских властей. Неофициально дипломаты увещевали, что выдавливание SWIFT из Ирана еще активнее подтолкнет к созданию альтернативной платежной системы Китай и Россию, что будет не в интересах ЕС. Но в итоге ни одна страна Евросоюза так и не решилась стать юрисдикцией механизма специального назначения (special purpose vehicle, SPV) для расчетов с Ираном в обход санкций США. 

Как дали понять «Известиям» источники в европейских дипломатических кругах, давление США действительно оказалось слишком велико. А завязка европейских компаний и финансовых структур на Америке столь значительны, что странам ЕС не осталось ничего, кроме как оставить вопросы сотрудничества с Тегераном на усмотрение своих национальных компаний.

Очередь на исключения из правил

Сейчас Китай — крупнейший в мире импортер нефти. По данным Управления энергетической информации США, в 2017 году страна ввозила по 8,4 млн баррелей в день, из которых больше всех — 1,2 млн поставляла Россия, а от 500 тыс. до 800 тыс. баррелей в сутки — Иран.

Если КНР, находящаяся в состоянии торговой войны с США наверняка продолжит закупать иранскую нефть, не выпрашивая у Америки каких-то исключений, то Индия, второй после КНР покупатель иранской нефти, уже обратилась к американцам с просьбой вывести ее энергокомпании из-под санкций в виде исключения. Растущие цены на энергосырье и слабая рупия не позволят Индии отказаться от иранской нефти минимум до марта будущего года, и Нью-Дели, в среднем покупающий у иранцев по 500 тыс. баррелей ежедневно, рассчитывает, что США дадут стране так называемый waiver (право на исключение из правил).

Те же надежды и у Турции, которая импортирует из Ирана большие объемы как нефти, так и газа. Но тон в отличие от Нью-Дели другой: Анкара громче всех заявляла о неправильности санкций против своего соседа и чуть ли не требовала у Вашингтона сделать для Турции, четвертого по значимости импортера иранской нефти, исключение. Недавно Анкара выпустила из тюрьмы американского пастора Эндрю Брансона, а также пообещала Вашингтону всю посильную помощь в расследовании убийства гражданина США, саудита по рождению Джамаля Хашокджи. Потому турецкие власти и сочли, что заслужили встречных уступок. При этом, правда, Анкара подстраховалась: ведущая турецкая нефтеперерабатывающая компания Tupras уже вдвое снизила объемы закупок в Иране.

Импорт из Ирана в последние месяцы почти свели к нулю и два азиатских союзника США — Япония и Южная Корея. Но такая ситуация ни Токио, ни Сеул не устраивает. При администрации Барака Обамы, когда против Тегерана действовали предыдущие санкции, обе страны получили исключения, продолжив энергосотрудничество с Ираном. И они явно рассчитывают на это и сейчас. На днях глава южнокорейского МИД Кан Гён Хва попросила главу Госдепа Майка Помпео «проявить максимальную гибкость», предоставив Южной Корее освобождение от вторичных санкций. Наконец, о том же самом США попросил и Ирак, страна, во многом зависимая от Тегерана в плане поставок газа и электроэнергии.

Как считает аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, скорее всего, исключения будут сделаны для таких стран, как Индия, Южная Корея, возможно Турция, и Китай. В случае КНР исключения из общих санкционных правил, по мысли эксперта, могут быть преподнесены как приглашение к диалогу и своеобразная разменная монета на фоне идущей торговой войны Вашингтона с Пекином. Южную Корею американцы могут вывести за скобки санкций как относительно лояльного союзника, а Нью-Дели — по принципу «понять и простить»:

— В начале 2000-х, в золотую эпоху нефтепереработки, Индия настроила по всей стране массу НПЗ, заточенных исключительно на тяжелую иранскую нефть, и найти ей сейчас альтернативу будет сложно, — пояснил Игорь Юшков. — Делать исключения для европейцев смысла нет — их объемы закупок у Ирана незначительны. Франция прекратила импортировать иранскую нефть с июля, среди других средних импортеров остались лишь Италия и Испания. 

Эксперт Германского совета по международным отношениям Штефан Майстер, впрочем, допустил, что Австрия или Италия потенциально могут проигнорировать санкции США. 

— В Германии также идут дискуссии о том, что некоторые компании, у которых нет значительных бизнес-интересов в США, могут получить господдержку от государства для сотрудничества с Ираном, — сказал немецкий эксперт «Известиям».

Что день грядущий всем готовит

Иранские официальные лица уверяют, что замены для нефти из Исламской Республики не найдется, а значит, свернуть экспорт у США не получится. Мнения на этот счет разнятся. Основываясь на опыте прошлых антииранских санкций, одни аналитики считают, что сократить экспорт нефти из страны более чем на 50% будет сложно. Другие — что мировая экономика не так уж и нуждается в нефти из Ирана. Штефан Майстер, например, уверен, что на фоне грядущего глобального экономического кризиса, торговой войны США с Китаем и ограниченного роста экономики в КНР на глобальном уровне будет меньше спроса на нефть.

— Но я также могу представить, что Россия и арабские страны могут заполнить пробел, если это необходимо, — отметил немецкий аналитик.

Еще в июне страны ОПЕК и не входящие в нее экспортеры нефти договорились нарастить добычу на дополнительные 1 млн баррелей в день. Но сделать это на деле оказалось не так просто. Как показал внутренний документ ОПЕК, попавший в распоряжение агентства Reuters, в ряде нефтедобывающих стран — Саудовской Аравии, Ираке, Кувейте, ОАЭ и России — добыча пошла вверх. Зато в Анголе, Казахстане, Малайзии и Мексике она упала. Самое же серьезное падение который месяц подряд демонстрирует Венесуэла, где на фоне острого экономического кризиса объем нефтедобычи упал с мая по сентябрь сразу на 189 тысяч баррелей в день. И ничего не предвещает того, что в обозримой перспективе Каракас наверстает недостачу.

Снизил добычу, собственно, и сам Иран и, как следствие, стал меньше экспортировать: по данным аналитической компании ClipperData, в сентябре экспорт иранской сырой нефти и конденсатов составил всего 1,7 млн баррелей в сутки. В предыдущие месяцы этого года страна ежедневно экспортировала 2,5 млн баррелей. В ближайшее время санкционное давление может опустить иранский экспорт еще ниже, считает Игорь Юшков: среди крупных импортеров останутся Индия и Китай, при этом Пекин начнет постепенно искать альтернативных поставщиков.

Автор: Наталия Портякова

Источник: Известия, 02.11.2018 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики