Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензиновый стоп-кран: надолго ли снизились цены на топливо

Бензиновый стоп-кран: надолго ли снизились цены на топливо

Нефтяники приступили к выполнению договоренностей с правительством

После подписания соглашения о заморозке на топливном рынке многие нефтяные компании отрапортовали о снижении оптовых цен. На утро четверга бензин АИ-92 на бирже подешевел на 2,5%, до 48,19 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 5,2%, до 50,6 тыс. рублей, а дизель упал в цене на 2,1%, до 57,4 тыс. руб. за тонну. Достигнутые договоренности с кабмином — это не решение проблемы, а только отсрочка, считают эксперты. По их прогнозам, в России может возникнуть дефицит топлива из-за большей привлекательности для нефтяников в поставках на экспорт. Если же они сфокусируются на внутреннем рынке, убытки компаний могут составить 150 млрд рублей в год.

Снизят цены

В нефтяных компаниях «Известиям» сообщили, что после подписания документа с правительством они уже приступили к его реализации. В частности, в «Лукойле» и «Газпромнефти» начали снижать цены.

— Следуя рекомендациям Минэнерго и ФАС России, с 1 ноября 2018 года компания меняет цены реализации продукции мелким оптом в регионах своей ответственности, — отметили в пресс-службе «Лукойла».

В «Газпромнефти» заявили «Известиям», что мелкооптовые цены на бензин и дизельное топливо снизили с 1 ноября в среднем до 15%. В компании добавили, что в полном объеме выполняют все обязательства в рамках предыдущих договоренностей с правительством. В частности, цены на топливо на АЗС сети «Газпромнефть» сохраняются на уровне мая 2018 года, и компания не планирует их изменять в ближайшее время, добавили в пресс-службе.

В «Татнефти» также сказали, что достигнутое соглашение с кабмином фиксирует договоренности, достигнутые еще в мае 2018 года. Речь идет о стабилизации внутрироссийских розничных цен на топливо и увеличении его поставок на внутренний рынок.

— Компания поддерживает инициативу правительства и сделает всё от нее зависящее для обеспечения национальной экономики нефтью и качественными нефтепродуктами, — пояснили в пресс-службе «Татнефти».

В «Роснефти» не стали комментировать цены, но отметили, что поддерживают действия кабинета министров по стабилизации рынка нефтепродуктов. «По итогам совещания, проведенного вице-премьером Дмитрием Козаком, состоявшегося конструктивного диалога, направленного на преодоление временной нестабильности, сложившейся на рынке нефтепродуктов, «Роснефть» поддержала предложенное правительством решение. Соответствующие документы подписаны и направлены в правительство», — отметили в пресс-службе.

В Нефтегазхолдинге (группа ННК) «Известиям» также сказали, что подписали соглашение и направили документ в адрес Минэнерго и ФАС.

Неизбежный дефицит

Эксперты говорят, что достигнутые договоренности с правительством — это не решение проблемы, а его отсрочка.

— Механизм ручного регулирования государством не может продержаться долго. Он приведет к дефициту: компании перестанут производить для внутреннего рынка, — уверен ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Помимо переориентации на экспорт, дефицит будет вызван ограничением прироста поставок на внутренний рынок, оговоренным в соглашении, добавил ведущий эксперт Союза нефтегазпромышленников России Рустам Танкаев.

— Потребление в России сейчас низкое — в четыре раза ниже потенциального объема, но оно постепенно растет. Если спрос будет увеличиваться быстрее, а цены останутся зафиксированы, это приведет к возникновению «черного рынка» к июню 2019 года, — прогнозирует эксперт.

По его оценке, при сохранении цен на топливо на уровне июня 2018 года нефтяные компании будут терпеть 150 млрд рублей убытков в год при получении двух рублей убытка с проданного в России литра бензина и дизельного топлива. Эксперт опасается остановки модернизации нефтеперерабатывающих заводов и падения качества топлива. 

Повышение НДС с 18 до 20%, рост НДПИ и акцизов подстегнет рост цен в 2019 году, уверены эксперты. «Если НДПИ благодаря закону о налоговом маневре будет более или менее демпфирован, то как быть с ростом акцизов и НДС, не понятно», — отметил Игорь Юшков.

В Независимом топливном союзе «Известиям» сообщили об угрозе взрывного роста цен на фоне новых налоговых обязательств и рисков ослабления рубля. Государство будет опасаться социальных волнений, поэтому, вероятнее всего, повышение цен на топливо будет растянуто во времени, не согласен Игорь Юшков. По его словам, можно ожидать повторного совещания с нефтяными компаниями в правительстве накануне нового года.

Логичным шагом со стороны правительства был бы отказ от повышения акцизов в следующем году, резюмируют эксперты. По итогам совещания, которое прошло в среду, вице-премьер РФ Дмитрий Козак заявил, что рост цен на бензин и дизельное топливо в 2019 году не превысит среднегодовой уровень инфляции и составит не более 4,6%. Чиновник пояснил, что при этом увеличение стоимости топлива должно быть равномерным, без резких колебаний. 

Авторы: Ирина Цырулева, Полина Гриценко

Источник: Известия, 02.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики