Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приказано снизить: цены на бензин перевели на ручное управление

Приказано снизить: цены на бензин перевели на ручное управление

Нефтяные компании снизили оптовые цены на топливо после того, как правительство недвусмысленно пригрозило повысить экспортные пошлины на нефть. Представитель вице-премьера Дмитрия Козака Илья Джус заявил сегодня о том, что участники рынка выполнили условие соглашения с правительством. «По результатам состоявшегося 31 октября совещания в правительстве российские вертикально-интегрированные нефтяные компании и независимые нефтеперерабатывающие заводы по состоянию на 1 ноября выполнили достигнутые договоренности по снижению оптовых цен на бензины и дизельное топливо», — сообщил Илья Джус. Ранее представители российских нефтяных компаний заявляли в правительстве о том, что они считают невозможным уже сейчас сдерживать цены на автозаправочных станциях.

По словам представителя вице-премьера, крупнейшие нефтяные компании подпишут соглашения с правительством, которые юридически зафиксируют данные договоренности.

«Предпринятые правительством меры на сегодняшний день позволят избежать ценовых скачков в оптовом и розничном сегментах рынка моторного топлива», — добавил Илья Джус.

Сам Дмитрий Козак говорил вчера, что цены на топливо будут удерживаться на уровне конца мая-начала июня до конца 2018 года, а с 2019 года — исходя из индексации на уровень среднегодовой инфляции.

«Нынешняя ситуация показывает, что мы делаем еще один шаг от рынка к государственному регулированию цен на топливо, — считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. — Безусловно, цены на бензин и дизель — вещь политическая, так как может спровоцировать социальные волнения, что и показала ситуация мая нынешнего года. Однако у государства достаточно инструментов, чтобы сдерживать рост цен без прямого вмешательства в деятельность компаний. Можно понизить акциз на топливо, регулировать курс рубля по отношению к доллару и т. д. Но правительство предпочло довольно прямолинейный метод: пусть нефтяники просто поменяют ценники на заправках и независимым АЗС продают топливо по таким же ценам, как своим заправкам. Такой подход уже демонстрировал помощник президента Белоусов, металлургам и химическим компаниям предложили поделиться с государством сверхприбылью, полученной на внешних рынках, благодаря удачной конъюнктуре».

Ручное управление ценам на бензин ударит по производителям, но все будет зависеть от того, какую долю в их выручке занимает экспорт, а какую — реализация на внутреннем рынке, считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. «Центру энергетической экспертизы» он рассказал, что, например, у «Роснефти», крупнейшего оператора рынка, по данным полугодовой отчетности, 43,5% выручки приносит экспорт сырой нефти, 30,5% - экспорт нефтепродуктов, и только 20,1% - реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке. «Не случайно компания первой согласилась на условия правительства — она может позволить себе субсидировать переработку нефти на своих НПЗ для внутреннего рынка за счет экспортной выручки, пока нефть стоит дорого, а рубль дешев. Доля независимых нефтяных компаний за пределами крупных холдингов не так велика, и, возможно, про них просто забыли», — отметил эксперт.

«Вертикально интегрированные нефтяные компании, в первую очередь, будут выполнять обязательства по поставкам объемов нефтепродуктов на свои автозаправки. Независимые производители будут получать топливо по остаточному принципу. Кто-то из независимых поставщиков будет вынужден сворачивать операции, а некоторые могут даже покинуть рынок. Таковы, видимо, издержки налоговых маневров, которые чем-то напоминают боевые действия, — считает начальник аналитического отдела ИК „Церих Кэпитал Менеджмент“ Николай Подлевских. - Суворов говорил, что пока идет бой, выручать нужно, в первую очередь, здоровых, а затем можно будет позаботиться и о раненых. Вот и наши стратеги, видимо, планируют латать обветшавшую рыночную ткань уже после — по окончании налоговых маневров».

Игорь Юшков отмечает, что аргументы о том, что рост цен на топливо имеет под собой реальные основания, правительство слышать не пожелало. «В результате заключенное соглашение не является решением проблемы, это лишь отсрочка. Вероятно к новому году мы увидим аналогичное заседание, где правительство и нефтяники будут решать как жить в новом году, когда вырастит НДС, НДПИ и акциз. Если кабинет министров будет продавливать свою позицию: работайте в убыток, тогда можно прогнозировать появление дефицита топлива на внутреннем рынке», — сказал ведущий аналитик ФНЭБ.

С ним согласен и Николай Подлевских. «Обязательства нефтяных компаний будут уводить ситуацию от рыночного равновесия. Будет возникать в начале скрытый, а затем и явный дефицит топлива на рынке, — отметил он. — В результате накопятся дисбалансы, в том числе такие, которые могут разрушать сложившуюся инфраструктуру поставок топлива потребителю, повышению ее монополизма. В перспективе возникающие перекосы заложат потенциал ускоренного роста цен на топливо на розничном рынке».

Опасность перехода к административному регулированию рынка топлива состоит в том, что, вступив на этот путь, с него будет трудно сойти, замечает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. Он отмечает, что правительству придется учитывать вероятность взрывного роста цен. «Не исключено, что регулирование в ручном режиме будет продолжено, но цены будут повышены хотя бы на уровень инфляции, как это делает ФАС для тарифов естественных монополий», — подытожил эксперт.

Ранее, как писало EADaily, эксперты прогнозировали, что цены на моторное топливо могут вырасти на 2−3 рубля в этом году и на 5 рублей — в следующем. В правительстве прогнозировали рост не выше темпов инфляции — 4−5%.

Источник: EADaily, 02.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики