Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Понимают, что проект уже не остановить»: «Нафтогаз» приступил к реализации «плана Б» из-за «Северного потока — 2»

«Понимают, что проект уже не остановить»: «Нафтогаз» приступил к реализации «плана Б» из-за «Северного потока — 2»

«Нафтогаз Украины» приступил к реализации «плана Б» в связи со строительством «Северного потока — 2». Об этом заявил главный исполнительный директор компании Юрий Витренко. Он признал, что существует «высокая вероятность» отказа Москвы от транзита газа через украинскую территорию. При этом в Киеве рассчитывают получить от «Газпрома» компенсацию за «убытки» в случае приостановки транзита. Эксперты уверены, что, говоря о «плане Б», «Нафтогаз» фактически признаёт свою неспособность повлиять на ситуацию со строительством «Северного потока — 2», при этом шансы украинской компании получить от «Газпрома» компенсацию «очень призрачные».

«Нафтогаз» Украины приступил к реализации «плана Б» в связи со строительством «Северного потока — 2». Об этом заявил главный исполнительный директор компании Юрий Витренко. Он признал, что у Украины очень мало шансов остановить российский проект, а перспективы ГТС при этом назвал «не очень позитивными». 

«Стратегическое видение — оно простое, но оно не очень позитивное: будет построен «Северный поток — 2»… Очень большие шансы, что он будет построен. Если это произойдёт, очень высока вероятность того, что транзита газа через территорию Украины не будет вообще», — сказал Витренко в эфире телеканала ZIK.

По его словам, «план А» заключался в том, что будет сохранён транзит российского газа через Украину, а «резервный план Б» — в «компенсации» убытков из-за возможного отказа «Газпрома» от продления контракта.

«Мы пытаемся компенсировать финансовые убытки. Мы уже инициировали новый арбитраж, который фактически уже начался, где мы требуем более $12 млрд, из которых $10 млрд — это фактически компенсация за то, что не будет транзита через территорию Украины после 2019 года», — добавил Витренко.

Напомним, что об иске против «Газпрома» в международном арбитраже главный исполнительный директор «Нафтогаза» сообщил 5 октября. По его мнению, $12 млрд отражают «компенсацию ущерба, который понесёт Украина» в случае постройки «Северного потока — 2». Кроме того, в июле «Нафтогаз» потребовал от российской компании $11,6 млрд в качестве возмещения убытков от повышенных тарифов.

Говоря о реализации «плана Б», Украина фактически расписывается в своей неспособности как-то повлиять на реализацию российского проекта, отметил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

«Раньше на Украине откровенно говорили, что «Северного потока — 2» не будет, что всё это сказки, что никто никогда не даст его построить. Сейчас они действительно понимают, что «Северный поток — 2» уже строится, ничто его не остановит и труба будет готова именно к началу 2020 года», — подчеркнул он в беседе с RT. 

Без европейских гарантий

Исполнительный директор «Нафтогаза» также отметил, что у Киева нет никаких гарантий со стороны Европы по поводу сохранения транзита газа, несмотря на заявления канцлера Германии Ангелы Меркель о намерениях немецкой стороны добиться того, чтобы Россия продолжила осуществлять поставки газа через украинскую территорию.

«Мы уже точно знаем, что европейцы не готовы давать никаких гарантий», — подчеркнул Витренко.

Европа до сих пор не определилась, какой объём газа будет закупать у России, поэтому пока не может точно решить, в какой степени ей будет необходим транзит газа через Украину, отметил Игорь Юшков. Он пояснил, что поставки газа через украинские участки будет осуществляться в том случае, если «Северный поток — 2» загрузят на полную мощность.

«Россия говорит европейцам: скажите нам, какие объёмы российского газа вы будете потреблять, а мы тогда скажем, какие объёмы не влезут в обходные газопроводы, и, соответственно, эти объёмы и можем гарантированно прокачивать через Украину. Потому что, естественно, если все обходные газопроводы заполнены на полную мощность, то ничего не остаётся, как пускать через Украину», — отметил эксперт в беседе с RT.

В то же время гендиректор Института национальной энергетики Александр Фролов отмечает, что европейские потребители только выиграют в случае отказа от транзита через Украину.

«Речь о деньгах, причём о деньгах огромных. О деньгах, которые раньше получала Украина, а теперь будет получать Германия. Заинтересована ли Германия в получении денег? Безусловно. Заинтересована ли Австрия в этом? Безусловно. Будут ли они что-то гарантировать Украине, когда какие-то их гарантии будут бить по их же карману? Ни в коем случае», — отметил Фролов. 

«Шансы «Нафтогаза» очень призрачные» 

Отметим, что Украина выступает против строительства газопровода «Северный поток — 2», который проходит из России в Германию через Балтийское море. В Киеве уверены, что, как только этот трубопровод начнёт функционировать, Москва откажется от услуг «Нафтогаза» по транзиту газа через украинскую территорию. Так, об этом 22 сентября говорил президент Украины Пётр Порошенко.

«Этот трубопровод не имеет никакого смысла с точки зрения экономики. Это российская попытка ослабить Украину, которая получала до этого около $3 млрд за транзит ежегодно», — цитирует его газета Rheinische Post.

Кроме того, между украинской компанией и «Газпромом» продолжаются судебные разбирательства, связанные с иском «Нафтогаза» в стокгольмский арбитраж по поводу якобы недопоставленного газа. По решению суда «Газпром» должен вернуть $2,5 млрд, однако компания оспорила иск.

При этом в самой Европе «Северный поток — 2» считают выгодным. Так, 14 сентября канцлер Германии Ангела Меркель отметила, что ФРГ стремится получать газ из разных источников, так как потребности страны в нём только растут.

«Признаюсь, что я знаю о критическом мнении стран Балтии. В Германии политика энергетики диверсифицирована: мы импортируем газ из Норвегии, Нидерландов, России, сталкиваемся с проблемами при осуществлении договорённостей о климате. Наша потребность в газе на самом деле будет расти», — цитирует её РИА Новости.

При этом европейские страны выступают за то, чтобы транзит газа через Украину был сохранён. Так, 17 июля в Берлине состоялась международная встреча, посвящённая этому вопросу. В переговорах приняли участие представители Москвы, Киева и Брюсселя. Обсуждалось заключение мирового соглашения между «Газпромом» и «Нафтогазом», а также судьба газопровода через Украину после 2019 года, когда истекает действующий контракт о транзите газа.

По итогам встречи стороны достигли нескольких предварительных договорённостей. Так, было принято решение заключить новый контракт о транзите газа, исполнением которого должна заняться новая компания, обслуживающая газопровод на Украине.

Однако уже через несколько часов после этого заявления, сделанного представителем Евросоюза Марошем Шефчовичем, в «Нафтогазе» отметили, что данный сценарий «не является достижимым».

По мнению экспертов, у «Нафтогаза» крайне мало шансов получить компенсации за отсутствие транзита газа, так как все свои обязательства «Газпром» выполняет.

«До конца 2019 года («Газпром». — RT) будет выполнять условия действующего контракта. А с 1 января 2020 года контракт пока не заключён. Раз его нет, то и нарушить его невозможно... Поэтому я думаю, что шансы «Нафтогаза» получить какую-то компенсацию за отсутствие транзита по контракту, которого нет, очень призрачные», — пояснил Юшков.

Авторы: Георгий Мосалов, Марианна Чурсина

Источник: RT, 04.11.2018

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики