Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Визит Путина в Сербию определит окончательный маршрут "Турецкого потока" в Европе

Визит Путина в Сербию определит окончательный маршрут "Турецкого потока" в Европе

Россия может согласовать с Сербией маршрут второй нитки «Турецкого потока» во время январского визита в Белград президента Путина. Как отмечает преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, на сегодняшний день существует как минимум три варианта поставок российского газа. 

Маршрут "Турецкого потока" 

Документы по участию Сербии в продолжении газопровода «Турецкий поток» могут быть подписаны в январе в ходе визита в Белград президента России Владимира Путина. Об этом заявил заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов, находящийся с визитом в сербской столице. Что касается вопроса по «Турецкому потоку», у нас существует дорожная карта, по которой мы двигаемся, добавил Борисов.

«Нужно двигаться в сторону подписания не только предварительных договоренностей, но и конкретных контрактов по строительству инфраструктуры для продолжения второй нитки «Турецкого потока» в Европе. На текущей стадии есть разные варианты, и они все друг с другом конкурируют. Первый вариант разрабатывался для соединения газотранспортных систем Греции и Италии и носит название ITGI (Interconnector Turkey – Greece – Italy, прим ФБА).

Но так как за последний год наши отношения с Грецией значительно ухудшились, он становится менее вероятным. Тем более он конкурирует с проектом TAP, который предполагает поставку газа из Азербайджана через Турцию в Италию. Теоретически к нему может присоединиться и Россия, так как мы вправе потребовать доступ к трубе, ссылаясь на третий энергопакет», - объясняет собеседник ФБА «Экономика сегодня».

Второй вариант предполагает поставки газа в сторону Австрии через Балканы, проходя Болгарию, Сербию и Венгрию. Причем здесь газ можно довести как до австрийского хаба Баумгартен, так и сделать акцент на снабжение Балканских стран. В принципе Италию можно снабжать российским газом и из хаба Баумгартен, если построить соответствующую инфраструктуру. Роль Сербии в этом маршруте очень значима.

Прецедент Opal

«Этот вариант позволяет нам сыграть и в TAP, и в продолжение собственной второй нитки «Турецкого потока». Но здесь надо договариваться не только с Сербией, но и со всеми остальными странами на пути к Австрии, а самое главное с Европейской комиссией, чтобы она согласовала работу этих газопроводов в полном режиме.

Иначе мы столкнемся с ситуацией, которая была с газопроводом Opal, являющегося ответвлением от первого «Северного потока». Долгое время по политическим мотивам он находился под антимонопольным законодательством и соответственно транзит через Opal был ограничен. Для нас любые ограничения невыгодны, поэтому не хотелось бы, чтобы проходящая по Балканам труба попала под аналогичные ограничения», - добавляет Станислав Митрахович.

Кроме того, эксперт советует учитывать существующие в Европе проекты, например инициированный Словакией магистральный газопровод Eastring. Теоретически он тоже может забирать российский газ в Турции и далее вести его в Европу.

Европейская комиссия поддерживает словацкий проект и мы можем сыграть на этом, предложив объединить усилия и перестроить его на российский газ, добавляет Митрахович. Все проекты являются предметами переговоров на высшем уровне, и визит Путина в Сербию вполне способен определит окончательный маршрут «Турецкого потока» в Европе.

Напомним, что в августе министр энергетики и природных ресурсов Турции Фатих Денмез пообещал ввести в эксплуатацию вторую нитку газопровода «Турецкий поток» 31 декабря 2019 года. Работы по ее укладке на морском участке завершены «Газпромом» уже более чем на 50%. Заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов РФ Алексей Белогорьев назвал озвученные сроки вполне реалистичными, отметив, что еще предстоит достаточно длительный период пусконаладочных работ.

Автор: Андрей Петров 

Источник: Экономика сегодня, 09.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики