Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Страшилка Киева: Москва забьет Европу «энергетическим кнутом»

Страшилка Киева: Москва забьет Европу «энергетическим кнутом»

Согласятся ли США купить украинскую трубу, чтобы уничтожить «Северный поток-2»

Председатель Верховной рады Андрей Парубий на конференции «Уроки гибридного десятилетия: что нужно знать для успешного продвижения вперед» заявил о том, что Россия «энергетическим кнутом», может подчинить себе политическую верхушку Евросоюза. «Потому что мы, как никто, знаем, как Россия может использовать энергетический кнут для коррумпирования и влияния на политическую верхушку», — сказал антироссийский политик.

Кроме того, Парубий предложил пригласить США к использованию газотранспортной системы (ГТС) Украины для её защиты от России.

«Лично я выхожу с инициативой, что украинская ГТС, которая на сегодняшний день главный элемент транзита, должна иметь платформу совместного использования с нашими американскими коллегами, чтобы никогда и никак не реализовалась энергетическая стратегия России по взятию под контроль украинской ГТС», — сказал он.

Напомним, проект «Северный поток-2» предполагает прокладку двух ниток общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Главная его цель — избежать безальтернативной зависимости от транзита через украинскую территорию, а так же увеличить возможности при необходимости наращивать поставки газа в ЕС.

— Я думаю, заявление Парубия — свидетельство, что Киев пытается отчаянно схватиться за соломинку, — говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — У Порошенко понимают, что единственная страна, которая как-то может повлиять на судьбу «Северного потока-2» — это США. Европейцы топить этот проект не хотят. Он им выгоден. Поскольку они получают дополнительный надёжный источник газа. Причём самого дешёвого газа, который на сегодня они могут получить. Именно поэтому Украина пытается заманить американцев, представляя продажу «незалежной» газотранспортной системы (ГТС) как хороший бонус для США. Впрочем, Киев предлагал американцам и вообще всем желающим кроме России свою «трубу» начиная с 2014 года. Были даже приняты специальные поправки в украинское законодательство. Однако никто не заинтересовался этим предложением. Главным образом потому, что любой инвестор заинтересован в том, чтобы отбить свои вложения. А такой гарантии ни Киев, ни кто-либо другой дать не может. Поскольку после 2019 года, когда начнёт работать «Северный поток-2» транзит через территорию Украины снизится. И никто пока не знает, до каких объёмов. У «Газпрома» с «Нафтогазом» договорённостей нет никаких, поэтому иностранцы не хотят рисковать своими деньгами. Они занимают такую позицию: вы сначала договоритесь, а мы потом подумаем, ликвидный ли это актив или нет.

Кроме того, в связи с падением объёмов прокачки, ГТС Украины необходимо будет реорганизовать. Попросту говоря, срезать лишние, незагруженные участки трубопровода, чтобы не нести лишних расходов на их содержание.

На самом деле предлагать американцам в качестве приманки долю в ГТС Украины — неправильно и даже нелепо. Хотя бы потому, что с точки зрения геополитики и своих экономических интересов американцы в принципе не заинтересованы в том, чтобы российский газ шёл в Европу.

«СП»: — Почему?

— Потому что тогда в Европе возникнет дефицит газа, цены на него вырастут, и американцы смогут с прибылью поставлять свой сжиженный природный газ (СПГ) на европейский рынок. Я думаю, что украинские политики либо не понимают истинных целей США на газовом рынке Европы, либо делают вид, что не понимают.

А что касается покупки украинской ГТС, то Киев её может вообще отдать бесплатно. Другой вопрос, что любому, кто возьмёт её на баланс, надо будет вкладывать миллиарды долларов в её модернизацию. А на это сейчас никто не готов.

«СП»: — При этом транзит газа с введением в строй «Северного потока-2» и без того резко сократится. То есть украинская ГТС вообще не будет иметь принципиального значения в вопросе поставок российского газа в Европу?

— Это не совсем так. В 2018 году в Европу будет прокачано через украинскую ГТС по предварительным оценкам порядка 100 миллиардов кубометров российского газа. А в 2020 году он может упасть до 30 миллиардов «кубов» в связи с введением в строй «Северного потока-2». В зависимости от спроса в ЕС и в дальнейшие годы через Украину может прокачиваться от 15 до 30 миллиардов кубометров газа. Поскольку там есть рост потребности в российском «голубом топливе» из-за истощения месторождения в Северном море. И даже оба «Северных потока» плюс две нитки «Турецкого потока» не справятся с прокачкой всего газа, необходимого европейцам. Но дефицит даже 15 миллиардов «кубов» на европейском рынке может сильно поднять цены на «голубое топливо».

Американцы, кстати, вопреки интересам Киева как раз могут попытаться перекрыть или сильно сократить транзит российского газа в Европу поскольку они контролируют украинскую политическую элиту. И под их давлением украинская ГТС может быть перекрыта даже без всяких американских инвестиций в «незалежную» трубу.

«СП»: — В «Газпроме» уже допускают смещение сроков ввода в эксплуатацию «Северного потока-2». Это признак того, что давление на операторов этого проекта даёт свои результаты?

— Я думаю, что сейчас основная угроза даже не в задержках строительства морской части нового газопровода, которую взяла на себя России, а в задержке строительства сухопутной части по территории Европы. Эксперты опасаются, что по этой причине в 2020 году через «Северный поток-2» будет прокачано не более 35 миллиардов «кубов» из 55 миллиардов «кубов» возможных. Тем не менее, срок запуска самого газопровода пока официально никто не сдвигал. 

Автор: Алексей Верхоянцев

Источник: Свободная пресса, 09.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики