Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Удастся ли удержать цены на бензин и что будет после 31 марта?

Удастся ли удержать цены на бензин и что будет после 31 марта?

Рост цен на нефть не означает, что нужно обеспечивать сверхприбыль внутри страны, заявил Владимир Путин. Вице-премьер Дмитрий Козак пообещал, что цены на топливо в начале года вырастут в пределах инфляции, а затем не будут расти до конца марта

«Лукойл» подписал соглашение о мерах по стабилизации цен на топливо в России. Компания, конечно, пожаловалась на многомиллиардные убытки, но с общими условиями, поставленными перед нефтяниками, в «Лукойле» согласились.

Эксперты говорят о том, что до 31 марта цены на бензин на внутреннем рынке удастся удержать, но никто не может предсказать, что будет дальше. Хотя варианты создания более понятных правил игры у отрасли и правительства были.

Когда нефтяники жалуются на убытки, которые они несут из-за фиксации цен на внутреннем рынке, сам термин «убытки» едва ли уместен. При слабом рубле и дорогой нефти их сверхдоходы от экспорта огромны. Нефтяники просто недополучают то, что могли бы заработать.

Не так давно вертикально интегрированные компании — так называемые ВИНКи, союз независимых АЗС и правительство договорились об ограничении оптовых цен на нефтепродукты до 31 марта 2019 года. Для каждой компании установили параметры поставок на внутренний рынок, биржу и мелкооптовый рынок нефтепродуктов. Объемы закрепили на уровнях, соответствующих аналогичным месяцам прошлого года плюс 3%. Важный момент: введена коллективная ответственность. Кто-то нарушил — устанавливается заградительная экспортная пошлина для всех. Пока же экспорт не ограничили никак.

Возникает вопрос: не получится ли так, что каждая компания отпустит на внутренний рынок свой установленный объем, но купит это топливо не конечный российский потребитель, а какое-нибудь аффилированное лицо через несколько прокладок или просто сторонний трейдер, которые, в свою очередь, продадут все это за рубеж по гораздо более привлекательной цене? До 31 марта так делать никто не будет, уверен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Обычно рынок не работает под честное слово, но в данном случае важно, кому это слово дано:

«Путин поставил задачу: делайте что хотите, но цены расти не должны. Задачу спустили Козаку, Козак как мог задачу выполнил, но тоже особо в детали входить не стал, поэтому просто сказал: коллективная ответственность. То есть государство говорит: у нас есть приказ, если не выполняете, запрещаем экспорт. Все равно есть цена на заправке: если цены на заправках будут расти, считайте, экспортная пошлина будет введена. Путин же не будет в детали влезать, что, куда, как. Он поставил задачу держать цены — все!»

Правительство предлагало нефтяникам более рыночный вариант — введение экспортных лицензий, когда одним можно было бы продавать топливо за рубеж, а другим — нет. Стороны не договорились. Почему? Добиться точного ответа оказалось непросто. Версия руководителя аналитического центра Независимого топливного союза Григория Баженова:

«Преимущественно крупные нефтяные компании специализируются, на самом деле, на сбыте сырья, и в настоящий момент их просто отвлекают от их основной деятельности, заставляют заниматься розницей и оптом внутри российского рынка, который им попросту не так интересен и является для них таким социальным обязательством, и чем проще механизм экспортных поставок, тем лучше для вертикально интегрированных нефтяных компаний. С лицензиями приходится заморачиваться. Кроме того, если введут лицензирование, на рынок могут хлынуть потоки не самого качественного бензина, и вертикально интегрированные нефтяные компании могут оказаться в этом случае снова крайними, и это им не нравится, они этого не хотят допускать».

Вице-премьер Дмитрий Козак предупредил, что с 1 января из-за повышения НДС оптовые цены на нефтепродукты вырастут на 1,7%, а дальше — в соответствии с инфляцией. Что будет с ценами на бензин и дизтопливо после 31 марта, не знает никто. 

Источник: BFM.RU, 12.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики