Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Ямал-СПГ" и "Сахалин-3" закрепит лидерство России на мировом газовом рынке

"Ямал-СПГ" и "Сахалин-3" закрепит лидерство России на мировом газовом рынке

В последние годы в качестве основного конкурента российского трубопроводного газа позиционируется глобальный рынок СПГ, но, как показывают последние исследования, наша страна в ближайшие десятилетия усилит и здесь свои позиции. 

Россия собирается усилить свои позиции на глобальном рынке СПГ

В качестве примера можно привести исследование Международного энергетического агентства(МЭА) World Energy Look 2018, в котором утверждается, что Россия к 2040 году станет одним из крупнейших в мире экспортеров сжиженного природного газа.

МЭА утверждает, что общий объем производства СПГ в России за это время увеличится на 60 млрд тонн газа, в результате чего, наша страна станет одним из мировых лидеров в данном сегменте газового экспорта. Это логично, учитывая, что доля СПГ на мировом рынке газа к 2035 году увеличится с нынешних 33 процентов до 51 процента, а Россия явно не хочет уступать здесь свои завоеванные позиции.

Россия до старта недавних проектов компании «Новатэк» занимала по этому направлению восьмое место, причем существенно уступала Катару, который держит больше 30 процентов глобального рынка СПГ и таким ведущим странам-производителям СПГ, как Австралия и Малайзия.

Кстати говоря, даже по этому перечню государств становится ясным, что СПГ сегодня, главным образом, популярен на Южно-азиатском рынке, который разбит территориальными и морскими границами и не имеет такой газотранспортной системы, как Европа. 

Россия рассматривает проблемы СПГ со стратегических позиций

При этом, СПГ, как экспортный продукт, который можно продавать не только конкретному потребителю через конкретный газопровод, будет увеличивать свою долю на мировом рынке, что не так давно подтвердил и министр энергетики РФ Александр Новак.

По словам Александра Валентиновича, Россия может увеличить свою долю на рынке СПГ с текущих 4 процентов до 15-20 процентов уже к 2035 году, поскольку, по данным его ведомства, на мировом рынке будет образована свободная ниша объемом в 200 млрд тонн. И речь здесь идет не о 60 млрд тонн роста российского экспорта СПГ, а где-то о 100 млрд тонн, что еще больше, чем в прогнозе МЭА.

Соответственно, исследование агентства демонстрирует то внимание, которое сегодня уделяется теме СПГ в России – данный вопрос находится под личным контролем президента РФ Владимира Путина, поэтому перед нами стратегическое направление для Москвы.

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что Россия уделяет особое внимание данному вопросу. 

Данный вопрос находится под контролем Кремля

«Здесь необходимо понимать, что развитие СПГ-проектов не конкурирует с трубопроводами. Речь в этом вопросе идет о развитии СПГ-проектов на новой ресурсной базе. Здесь, естественно, существуют определенные аспекты, где может возникать конкуренция, но, опять же, разговор ведется не об экспортных газопроводах, а о других производителях СПГ», - констатирует Юшков.

Как замечает эксперт, здесь можно вспомнить про российский проект на «Сахалине», где две очереди уже работают и производят 11,5 млн тонн СПГ, причем в ближайшие годы планируется построить третью очередь данного проекта, и увеличить эти экспортные объемы.

«Впрочем, здесь далеко не все очевидно, поскольку «Газпром» и политическое руководство страны заявили, что могут рассмотреть вариант постройки вместо этого проекта газопровода с Южно-Киринского месторождения на китайский внутренний рынок», - заключает Юшков.

Тут вообще есть два варианта газопровода с шельфа Сахалина – один в Китай, а второй в Южную Корею через Северную Корею, что говорит нам о том, что развитие российского СПГ зависит от стратегических интересов российской экономики. 

Россия не собирается отставать от глобальных энергетических трендов

«Основные российские проекты в области СПГ будут реализованы на Ямале и Гыдани. Например, скоро будет запущена третья очередь завода «Ямал-СПГ», в результате чего, данный проект выйдет на мощность в 16,5 млн тонн СПГ», - резюмирует Юшков.

Это показывает нам, что данные проекты активно развиваются в России, причем их масштаб является очень широким, поэтому пока нельзя говорить о том, каким будет прирост производства СПГ в нашей стране. Он может быть скромным, а может быть и очень большим, а если брать искомый прогноз МЭА, то его нужно отнести к консервативным вариантам развития отечественной СПГ-индустрии.

«Здесь вообще много нюансов – ведь на практике «Ямал-СПГ» производит больше продукта, чем значится в его проектной мощности в 16,5 млн тонн СПГ, поэтому все здесь будет зависеть от ресурсной базы и требований потребителей нашего СПГ», - констатирует Юшков.

Для российской экономики все эти процессы носят позитивный характер, поскольку производство СПГ в России увеличивает долю нашей страны на мировом рынке газа без всякого давления на наши традиционные направления экспорта данного энергоресурса. 

«Кроме того, мы тут действуем в рамках мирового тренда, поскольку на сегодняшний день именно производство СПГ растет больше всего. Соответственно, Россия прикладывает все усилия, чтобы не отстать от данных процессов», - заключает Юшков.

И здесь можно сделать вывод, что в России делается все для поддержания высочайшего уровня российской газовой отрасли.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики