Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда доходы превыше всего

Когда доходы превыше всего

Если в приоритете у правительства наполнение бюджета, то на сложные решения проблемы роста цен на топливо у него нет времени

Найденное правительством решение проблемы роста цен на топливо на внутреннем рынке на самом деле очень ярко демонстрирует общие цели действий кабинета министров, а также те методы, которые ему приходится использовать. Задача номер один – сбор денег в казну. Этому подчинены все усилия. Дальше уже можно обсуждать, на что лучше потратить собранное. Но главное – деньги нужно найти любой ценой.

Самый очевидный способ решить проблему роста цен – отказаться от роста акцизов и фискальной нагрузки на нефтянку. Но кабмин такой вариант отверг решительно. Налоги должны продолжать расти. Доля различных налогов в литре бензина выросла, по нашим оценкам, с примерно 65% в 2012 г. до примерно 80% в текущем.

Одна из важнейших причин роста цен на топливо – девальвация рубля, впервые пришедшаяся на рост мировых цен на нефть, имеет ту же природу. Этот нехитрый фокус позволил кабмину тут же сделать бюджет профицитным (допдоходы федерального бюджета в 2018 г. ожидаются в размере 1,8 трлн руб., 85% из которых нефтегазовые), а нефтяников заставил подсчитывать недополученную прибыль при отказе от экспорта в пользу внутреннего рынка. 

Да и шумно обсуждаемая демпфирующая выплата из этой же оперы. Государство пошло на очень сложную схему частичной компенсации с нового года нефтяникам разницы между экспортными ценами и внутренним рынком, хотя могло бы банально снизить акцизы – а региональные дорожные фонды наполнить из другого источника. Но нет. Налоги сегодня – это главное.

Отсюда вытекают и методы. Если в приоритете наполнение бюджета, то у правительства просто нет времени на сложное решение проблем. В высоких ценах на топливо виноваты не только высокие налоги, но и олигопольная структура отрасли. Обсуждение ситуации последние месяцы шло по линии взаимных обвинений вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) и независимых заправщиков. Однако главная проблема – в дефиците не независимых заправок, а независимых переработчиков. Но их создание очень непростой и долгий путь. Кабмин, возможно, даже хочет пойти по этому пути, но не располагает временным ресурсом. Поэтому выбирает ровно противоположное. Концентрация активов в нефтяной отрасли только растет, а налоговый маневр больнее всего ударил именно по сегменту нефтепереработки. Кабмин открыто говорит, что ВИНК неплохо заработали на девальвации и должны компенсировать убытки переработки за счет добычи. А что делать независимым? Вообще не ясно.

В итоге придумали самое простое решение: де-факто ввели государственное регулирование цен. При этом кабмин с удивительным упорством отказывается это признавать и даже говорит о необходимости развития рыночных инструментов вроде биржевой торговли. Хотя какая может быть биржевая торговля, если у вас почти нет независимой переработки, а цены на топливо теперь вообще фиксированы? Но, судя по всему, в душе многие члены правительства все же за свободный рынок, просто обстоятельства строить его не позволяют. Что ж, спасибо хотя бы за это.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Ведомости, 05.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики