Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Игры в дружбу: ждет ли «Роснефть» западных санкций

Игры в дружбу: ждет ли «Роснефть» западных санкций

Американские санкции неизбежны, а европейское эмбарго выглядит маловероятным. В этих условиях «Роснефти» приходится посылать сигналы партнерам в ЕС, США и Китае

В ноябре в прессу попала история о том, что компания «Роснефть» предложила своим покупателям взять на себя санкционные риски. «Роснефть» обратилась к партнерам с предложением заключить дополнительное соглашение, по которому они будут обязаны возместить госкомпании потери, если откажутся покупать ее нефть из-за санкций. С точки зрения коммерческой компании ход, на самом деле, вполне логичный — если есть возможность переложить риски на контрагента, то почему бы этого не сделать. Или хотя бы попытаться. Вопрос в том, согласятся ли покупатели. Не исключаю, кстати, что часть из них пойдет на такой шаг. Тем более что почин «Роснефти», вроде как, поддержали и некоторые другие российские компании («Сургутнефтегаз», «Газпром нефть»). Правда, пока молчит «Газпром». Думаю, потому, что он понимает, что можно требовать изменить контракты — но потом твои европейские покупатели, случись что, все равно пойдут в арбитраж, но не в российский, а в Стокгольмский, а он ссылки на российское законодательство (а «Роснефть», согласно СМИ, апеллирует к Гражданскому кодексу РФ) может и не принять.

Тем не менее, аргументы у «Роснефти» есть. Несмотря на серьезное падение российских поставок в Европу в 2018 году, Россия все равно занимает важное место на рынке ЕС. Порядка четверти потребляемой нефти имеет российское происхождение, а ведь еще есть поставки дизеля и других нефтепродуктов. По газу доля России в европейском потреблении и вовсе составляет почти 35% по итогам 2017 года. 

Что бы ни говорили оппоненты, заместить такие объемы нереально без серьезных последствий для европейской экономики. Особенно после введения санкций против Ирана — именно иранская нефть довольно близка к российской по качеству, и поэтому выступает ее субститутом для многих европейских НПЗ. Но ее-то как раз в Европе и не будет (исключения у США выбили для себя только Греция и Италия).

Но ведь это означает, что Европа не пойдет на самые страшные санкции — эмбарго на закупку российской нефти. Эта тема постоянно поднимается европейскими радикалами, которые призывают не обменивать принципы на экономику. Но люди, считающие деньги, в Европе еще остались, и они понимают, что эта мера безумна. Эта логика показывает, что «Роснефть» паникует зря.

А самое интересное, что и сама «Роснефть» не считает новую волну санкций реальной и опасной для себя. Иначе как объяснить неожиданный поворот «лицом к Америке»? Я имею в виду новые предложения о дружбе, которые сделаны американской ExxonMobil. Совсем недавно «Роснефть» уверяла, что возглавляемый ExxonMobil консорциум «Сахалин-1» зарабатывает на перетоках нефти с одного сахалинского месторождения на другое (одно в собственности «Сахалин-1», другое – только «Роснефти»). А теперь уже и по Сахалину мир, а американцев приглашают инвестировать в гигантские проекты: Восточную нефтехимическую компанию, а также завод по сжижению газа все на все том же Сахалине.

Но если «Роснефть» делает американской компании, недавно ушедшей из всех проектов в России, кроме «Сахалина-1», такие грандиозные предложения, то она должна быть просто уверена, что США не введут санкции. Потому что иначе все рассыплется в момент.

Вот тут и формируется парадоксальная картина — выходит, что «Роснефть» уверена, что американцы запрета на инвестиции не введут, а вот европейцы могут организовать эмбарго на поставку нашей нефти. 

В моей картине мира все ровно наоборот. Американские санкции неизбежны. И если Exxon войдет в ВНХК или в «Сахалинский СПГ», то она тут же получит серьезные проблемы. Европейское эмбарго, в свою очередь, выглядит маловероятным.

Думаю, что это прекрасно понимает и «Роснефть». Поэтому и история с европейскими потребителями, и случай с Exxon, — это не отражение прогноза «Роснефти» относительно вероятности санкций, а система посылаемых во вне сигналов. Европейцев заставляют признать, что «Роснефть» им очень нужна— и это признание можно использовать для переговоров по цене поставок. А американцы нужны, чтобы послать сигнал китайцам, которые, хоть и покупают все больше сырой нефти у компании Сечина, особо в проекты «Роснефти» инвестировать не хотят.

Еще летом 2016 года «Роснефть» объявила, что берет в партнеры по ВНХК китайскую ChemChina, которая должна была получить 40%. С китайской компанией было заключено соглашение об основных условиях сотрудничества по совместному развитию этого проекта, но потом она фактически отказалась участвовать в проекте в его прежней конфигурации. Sinopec вкладываться туда тоже не спешит. Китайцы отказались входить в Ванкорский проект «Роснефти», чем сильно удивили Сечина. Но главной проблемой стала продажа акций самой «Роснефти». Срыв сделки с CEFC очень дорого обошелся Сечину. Китайцы словно пытаются показать «Роснефти», что американские санкции не оставляют ей выбора — но партнерство с китайскими компаниями должно идти только на условиях Китая. При таком раскладе и при всей любви к Поднебесной Сечину приходится показывать Пекину альтернативу. Дескать, американские санкции нам вообще нипочем, а Exxon наши лучшие друзья. Правда, инвестиций от Exxon «Роснефть» может и не дождаться. Но зато продажи сырой нефти вряд ли ждут проблемы. 

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Forbes.Ru, 14.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики