Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как «Турецкий поток» изменит газовый рынок Европы?

Как «Турецкий поток» изменит газовый рынок Европы?

В Стамбуле 19 ноября пройдет церемония завершения строительства морской части газопровода. В ней по видеосвязи примут участие президенты России и Турции. Планируется, что газ по новой трубе пойдет уже в конце следующего года

У «Турецкого потока» будут две нитки общей мощностью 31,5 млрд кубометров газа в год. Половину этого объема заберет сама Турция, другую половину предполагается доставлять в Европу.

Что этот проект значит для Анкары, объясняет корреспондент турецкого информагентства «Мухабир Ажанс» Яшар Ниязбаев:

«Это будет важно для Турции в стратегическом плане, потому что это добавит сил Турции перед европейцами в случае, если будет построена вторая нитка и Европа будет потреблять газ именно по этой линии. С этой нитью у Турции получается уже больше шести разных трубопроводов, которые идут в Турцию, и, вообще, у нее есть глобальные планы по становлению неким энергетическим хабом, который будет, как они хотят, определять цену на газ». 

Технических проблем с запуском «Турецкого потока», скорее всего, уже не будет. Другой вопрос, по какому маршруту российский газ пойдет из Турции в Европу. Варианты — до границы Турции либо с Грецией, либо с Болгарией.

Второй вариант считается наиболее вероятным, хотя именно из-за позиции официальной Софии «Газпрому» в свое время пришлось отказаться от «Южного потока». Сейчас обсуждается еще один маршрут, который лоббируют греки, говорит замгендиректора по инвестициям УК «Универ Капитал» Дмитрий Александров:

«Есть еще третий вариант — возможное подсоединение к трубопроводу, который соединяет Израиль, Кипр, Грецию и Италию. Тут есть разные варианты продажи, маркетинга этого газа, потому что со стороны Еврокомиссии может быть очередная волна недовольств, и некоторые технические варианты позволяют, грубо говоря, смешать этот газ, то есть сделать невозможным конкретное распознание российского газа в системе. Это надо очень тщательно продумывать и проговаривать с теми странами, которые будут итоговыми покупателями. В принципе, такая возможность есть».

Часть инфраструктуры, построенной для «Южного потока», удалось задействовать в новом проекте. С учетом инвестиций в закрытый проект общие затраты на «Турецкий поток» могут превысить 10 млрд долларов. И эти деньги нужно отбить.

Логичнее всего было бы не продлевать контракт с Украиной: зачем платить за транзит, когда есть своя труба? Мощностей «Турецкого потока» и «Северного потока — 2», который тоже будет запущен в следующем году, как раз хватит, чтобы прокачать около 80 млрд кубометров газа. Примерно такой объем российского газа, по предварительным оценкам, транспортирует ГТС Украины в этом году.

Окончательного решения по украинскому транзиту пока не принято, но сейчас обсуждать этот вопрос нет смысла, комментирует заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам Алексей Гривач:

«У них в марте выборы, и все прекрасно понимают, что предметный разговор об условиях транзита сейчас с украинской стороной невозможен. Глобально понимание такое, что по договоренности между Россией и европейскими партнерами украинский транзит может сохраниться, если условия по его функционированию будут конкурентоспособны и безопасны с точки зрения политических гарантий. Если в ходе переговоров эту конструкцию удастся выстроить, то транзит будет функционировать, и для этого есть и фундаментальные основания в виде растущего спроса на импортный газ в Европе».

Вашингтон, Брюссель и Киев настаивают на сохранении транзита газа через Украину, аргументируя это в том числе тем, что Европе нужно диверсифицировать источники поставок энергоносителей. Но, думается, европейцам должно быть все равно, какими маршрутами идет к ним российский газ, если его цена их устраивает. А солидарность Запада с Украиной уже выходит за рамки газовой тематики.

Газопровод «Турецкий поток» может быть проведен через территорию Болгарии, Сербии и Венгрии с выходом на газораспределительный центр в австрийском Баумгартене. Об этом в интервью сербской газете Telegraf рассказал глава российского МИД Сергей Лавров. 

Источник: BFM.RU, 19.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики