Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «В борьбе с посредниками „Роснефть“ просто забыла о Крыме»

«В борьбе с посредниками „Роснефть“ просто забыла о Крыме»

«Роснефть» возобновила участие в торгах на бирже, но, как отмечает «Коммерсант», продает его в ограниченных объемах и лишь избранным покупателям. Ранее крупнейшая нефтяная компания России приостановила участие в торгах, так как биржевые цены пошли вниз и «Роснефть» начала терять маржу на разнице биржевых и мелкооптовых цен, предположили в издании. По мнению экспертов, бензина и дизельного топлива на рынке достаточно и ситуация не повлияет на цены на АЗС. Другой вопрос, что, например, Крым полностью зависит от биржевых торгов и никак иначе не может получить топливо.

В «Роснефти» вчера заявили, что, по соглашению с правительством от 1 ноября, вертикально-интегрированные компании взяли на себя дополнительные обязательства и издержки, которые превратились в дополнительные доходы перекупщиков. «Роснефть» полагает, что таковых на бирже 80%, и считает, что этого много. Что довольно странно, их и должно быть много, ведь биржевые брокеры — это всегда посредники, в этом и есть смысл их бизнеса, — говорит эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев. — Для поставок топлива непосредственно с НПЗ на непосредственно АЗС ни брокеры, ни биржа в принципе не нужны. Однако без биржевых торгов нет рыночного ценообразования, вот в чем дело".

С другой стороны, считает Алексей Калачев, в позиции «Роснефти» есть своя логика: «Пока ценообразование было хотя бы формально рыночным, биржевая торговля имела смысл. Но, поскольку соглашением с правительством нефтяные компании обязались заморозить оптовые цены на бензин и дизельное топливо, то этот смысл становится неочевидным. Ведь по твердым ценам можно поставлять топливо и непосредственно потребителям». Эксперт отмечает, что, взяв на себя обязательство не повышать цены на топливо для внутреннего рынка, нефтяные холдинги по сути пообещали дотировать НПЗ и сети АЗС за счет своей экспортной выручки. «Когда это свои НПЗ и АЗС в рамках холдинга — не вопрос! Но вряд ли холдингам нравится спонсировать чужие НПЗ и АЗС, а тем более независимых посредников, — замечает эксперт-аналитик „ФИНАМ“. — Не удивительно, если они будут пытаться всячески избегать этого».

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков замечает при этом, что «Роснефть» не обязана продавать на бирже 10% бензина и 5% дизельного топлива собственного производства каждый день, а имеет месячную квоту. Поэтому у компании есть поле для маневра и влияния.

Тем не менее, демарш «Роснефти» никак не скажется на розничной цене на бензин и дизельное топливо, полагает эксперт. По его словам, на биржевых посредниках компания вымещает также свою обиду на правительство, которое заставило нефтяников пойти на сделку. Кроме того, «Роснефть» пытается показать, что компания в отличие от правительства борется со спекулянтами и не она одна виновата в сложившейся ситуации.

Кстати, именно «Роснефть» инициировала, чтобы ФАС проверила независимые АЗС на монополизм в регионах.

По данным «Коммерсанта», вчера «Роснефть» продала по адресным договорам всего лишь треть от обычного объема топлива, выставляемого на биржу, — 7,7 тыс. тонн.

«Думаю, „Роснефть“ ведет все дело к тому, чтобы правительство пересмотрело соглашение и удерживало цены не только за счет нефтяников — снизило налоговую нагрузку. Например, ввело плавающие акцизы», — говорит Игорь Юшков.

Наиболее активно на ситуацию с торгами топливом на бирже отреагировали на полуострове. Глава Крыма Сергей Аксенов написал вице-премьеру Дмитрию Козаку письмо о том, что регион получает топливо только по биржевым договорам, и предложил рассмотреть возможность заключения внебиржевых контрактов.

«Похоже, что в борьбе с посредниками „Роснефть“ о топливном рынке Крымского полуострова просто забыла, — полагает эксперт-аналитик АО „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Крым не может получать топливо иначе, чем через независимых посредников, и биржевые торги для этого — самый оптимальный и безопасный вариант для всех. Перейти на прямые поставки топлива от производителей не получается, пока относительно компаний, работающих в Крыму, действуют международные санкции». Эксперт указывает на то, что крупные нефтяные холдинги завязаны на экспортные рынки и валютные расчеты, и не будут рисковать, а механизма прямых государственных поставок топлива на полуостров пока не создано.

В то же время министр энергетики Александр Новак заявил, что механизм обеспечения Крыма топливом не так уж важен, так как министерство и ФАС мониторят ситуацию и не допустят дефицита топлива в Крыму, сообщает РБК.

Гендиректор крупного поставщика нефтепродуктов в Крым «РК Интегратор» Виктор Костюков говорит, что «Роснефть» доминирует в поставках автомобильного топлива на полуостров, так как ее заводы в Самаре или в Саратове имеют наиболее короткое транспортное плечо до крымских нефтебаз. При этом он не считает, что демарш компании создаст дефицит топлива на полуострове.

«Отказ „Роснефти“ выставлять на биржу СПбМТСБ бензин и дизельное топливо в режиме анонимных торгов не приведет и не может „осушить“ полуостров, — говорит Виктор Костюков. — Заместить выпадающие от введенного моратория ресурсы способны другие российские заводы. Естественно, что себестоимость товара на входе в Крым будет несколько выше, но не смертельно».

Тем временем цены на топливо в Крыму по-прежнему выше, чем в соседнем Краснодарском крае — на 3−4 рубля за литр бензина. Гендиректор «РК Интегратор» объясняет разницу более высокими транспортными затратами по доставке топлива на полуостров, включая паромную переправу.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) ранее заявляли, что ожидают снижения цен на бензин на полуострове, когда заработает железнодорожное сообщение по Крымскому мосту. Его запуск намечен на следующий год. По словам замглавы ведомства Анатолий Голомолзина, цель ФАС — довести стоимость бензина на полуострове до уровня цен в Краснодарском крае после полноценного запуска движения по Крымскому мосту.​ ​

Источник: EADaily, 20.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики