Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Топливный рынок успокоится еще не скоро

Топливный рынок успокоится еще не скоро

Независимые АЗС заявляют, что протянут не больше пяти месяцев

Счетная палата уже предупреждала, что рост акцизов в следующем году может привести к резкому росту цен на бензин в России. Некоторые эксперты ожидали рост цен до 60 руб. за литр в течение ближайших пяти лет, но есть и более страшные версии, на которые ссылаются в Независимом топливном союзе: 60 руб. за литр уже в 2019 году. Впрочем, некоторые аналитики эти страшилки опровергают. Как и то, что произойдет массовое закрытие бензоколонок.

Несмотря на договоренности правительства с крупным топливным бизнесом (см. «НГ» от 12.11.18), ситуация с бензином в стране, по крайней мере с точки зрения независимых торговцев, далека от стабильной. Они не исключают закрытия огромного числа своих заправок по всей стране, появления очередей и роста цен.

С 1 ноября внутренний рынок топлива регулируется соглашением между правительством и нефтяными компаниями, которое заморозило цены в мелком опте. Однако, по отзывам независимых участников рынка, ручной режим сдерживания цен на бензин и дизель делает их маржу отрицательной при высокой цене нефти. По их мнению, консолидация рынка нефтепродуктов может привести к нестабильному обеспечению топливом ряда удаленных регионов, где сети крупных компаний не представлены.

Что касается цен, то их рост предопределен, по мнению многих экспертов, вопрос только в величине. Счетная палата в заключении на проект бюджета страны на ближайшую трехлетку заявляла, что «увеличение акциза в 1,5 раза с 1 января 2019 года может вновь привести к резкому росту цен на бензин и потребовать принятия дополнительных компенсационных и сдерживающих мер». Правительство, несмотря на протесты отраслевиков, все же не отказывается от своих планов поднять акцизы. В августе сообщалось, что с 1 января 2019 года акцизы на дизельное топливо и бензин вырастут на 2,7 тыс. руб. и 3,7 тыс. руб. за тонну соответственно. «В соответствии со ст. 193 Налогового кодекса акциз на бензин класса 5 с 1 января 2019 года составит 12 314 руб. (рост по сравнению с 2018 годом на 49,9%)», – уточняла Счетная палата.

Цены разрешено увеличивать в 2019 году в рамках официальной инфляции. Однако глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов сообщил «НГ», что продавцы бензина и поставщики вынуждены исходить из инфляции затрат, которая гораздо выше потребительской, потому что с начала следующего года кроме акцизов на стоимость топлива будет влиять и увеличение налога на добавленную стоимость с 18 до 20%.

«Отрасль перегружена налогами, – сказала «НГ» генеральный директор Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть» Елена Корзун. – В себестоимости топлива уже присутствует налог на добычу природных ископаемых, а к нему плюсуется еще и акциз».

На фоне случившегося в этом году роста бензиновых цен всех – от простых автомобилистов до бизнесменов – крайне волнует вопрос о том, каким может быть удорожание топлива в будущем. В мае координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов не исключал, что повышение цены в перспективе пяти лет составит до 60 руб. за литр. В разговоре с «НГ» Григорий Баженов сообщил, что отдельные компании, оценивая перспективы и хеджируя свои риски, могут исходить из цены 60 руб. за литр бензина уже в следующем году.

Хотя далеко не все эксперты склонны верить в такие прогнозы. «Это какая-то пугалка. У нас же не фаза гиперинфляции в национальной экономике», – сказал «НГ» руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Баженов утверждает, что из-за низкой прибыльности многие автозаправочные станции, не входящие в вертикально интегрированные компании (ВИНКи, которые добывают и перерабатывают нефть сами, а затем продают топливо в рознице), начали уже приостанавливать свою деятельность. И это, по его словам, может привести в дальнейшем к закрытию большого числа АЗС.

«В стране 25 тыс. АЗС, которые обслуживают коммерческий и гражданский транспорт, 60% из них (15 тыс.) относятся к независимым сетям», – сказал «НГ» Баженов. По его словам, соглашение, достигнутое правительством и нефтяными компаниями на встрече у вице-премьера Дмитрия Козака, «означает убыточность независимых АЗС на пять месяцев». «Среднероссийская маржинальность до 31 марта 2019 года составит 1,7 руб. за литр. При суточной реализации в 10 тыс. л операционные затраты АЗС составляют порядка 3 руб. на литр», – говорят в Независимом топливном союзе.

По мнению Баженова, эта договоренность не позволит компаниям работать в нормальных условиях и может привести к закрытию многих станций. По его данным, «в стране 50 млн автомобилей, а мощностей всех АЗС сейчас хватает на обслуживание 57 млн». Если же 30% независимых АЗС закроются, то, по его расчетам, «можно будет обслужить уже только 43 млн авто».

Он подчеркивает, что большинство независимых АЗС слишком маленькие, они «проливают» в день (то есть отпускают потребителям) по 5–6 тыс. л в день, поэтому вряд ли их уход с рынка можно решить путем продажи бизнеса крупным сетям, которые, по словам Баженова, интересуются покупкой АЗС с «проливом» по 20 тыс. л в сутки.

Но свои претензии есть и к независимым поставщикам. В частности, Минпромторг опасается возможного ухудшения качества топлива на независимых АЗС на фоне ситуации с ценами на нефтепродукты, заявлял ранее журналистам глава ведомства Денис Мантуров.  Для решения ситуации правительство с 1 января 2018 года ввело оборотные штрафы, передает ТАСС. «С одной стороны, мы контролируем химический состав, с другой – вопрос, связанный с недоливом. Это также накладывает определенные обязательства на компании», – сказал Мантуров.

Российская экономика полностью обеспечена топливом, несмотря на напряженную ситуацию на рынке нефтепродуктов, запасы топлива превышают прошлогодний уровень. Такое заявление в ходе выступления на форуме «Биржевой товарный рынок» сделал в четверг замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.

По его словам, в мелкооптовой торговле топливом «маржинальная доходность по сегменту составляет где-то 10–15%». «Это параметры, которые традиционно характерны для устойчивой ситуации на рынке. То же самое касается в целом и дизельного топлива, а также зимнего дизельного топлива, где чуть больше напряженности. Но с учетом ситуации в целом это позволяет нам рассчитывать на то, что мы спокойно проходим вопросы, связанные с топливообеспечением экономики нашей страны», – отметил Голомолзин.

«Регуляторы дают за счет моратория минимальную приемлемую маржу, хотя независимые просят больше – это естественное желание бизнеса», – говорит Александр Пасечник. По его мнению, закрытия ни 30%, ни тем более половины независимых АЗС не произойдет. «АЗС в подавляющем большинстве просто сменят владельцев, такова традиционная практика. Те же ВИНКи могут выкупить их или же будут работать в формате франчайзинга. Сказ  о массовом закрытии АЗС носит перманентный характер. И на самом деле волн банкротств не отмечалось в периоды былых топливных кризисов», – сообщил Пасечник.  

Автор: Анатолий Комраков

Источник: Независимая газета, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики