Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НОВАТЭК сжижает ударными темпами

НОВАТЭК сжижает ударными темпами

«Ямал СПГ» введен с опережением на год

НОВАТЭК с опережением на год вывел свой первый проект по сжижению газа «Ямал СПГ» на полную производительность в 16,5 млн тонн в год, запустив третью линию сжижения. Тем самым НОВАТЭК стал крупнейшим производителем СПГ в России, обогнав «Газпром». По мнению аналитиков, более ранний запуск может принести «Ямал СПГ» $2,5 млрд за счет продажи дополнительных объемов газа, если не возникнет проблем с логистикой.

НОВАТЭК объявил о запуске третьей линии завода по производству сжиженного газа «Ямал СПГ», тем самым проект был выведен на изначально запланированную мощность — 16,5 млн тонн. Запуск произошел на год раньше запланированного срока, что подчеркнул в своем заявлении глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон, отметив, что «факт не имеет аналогов в отрасли, известной частым превышением бюджетов и задержками реализации проектов». Теперь же НОВАТЭК может с полным основанием называть себя крупнейшим производителем СПГ в России, так как его завод превзошел по мощности завод «Газпрома» и Shell на Сахалине.

Акционеры «Ямал СПГ» — НОВАТЭК (50,1%), Total и CNPC (по 20%), Фонд Шелкового пути (9,9%). Стоимость «Ямал СПГ» оценивалась в $26,9 млрд, инвестрешение было принято в декабре 2013 года. Первая линия завода на 5,5 млн тонн была запущена 8 декабря 2017 года, вторая — в августе 2018 года. В 2019 году акционеры проекта планируют запустить в рамках «Ямал СПГ» еще одну очередь мощностью 1 млн тонн, которая изначально не была запланирована. Линия будет построена по собственной технологии сжижения НОВАТЭКа «арктический каскад» на базе российского основного оборудования.

Быстрый запуск «Ямал СПГ» стал большой неожиданностью для рынка, поскольку проект изначально считался очень сложным из-за того, что его нужно было построить и вывозить СПГ в условиях Арктики. Отдельной проблемой стало подпадание НОВАТЭКа под финансовые санкции США, что едва не парализовало привлечение финансирования для «Ямал СПГ».

Замглавы ФНЭБ Алексей Гривач отмечает, что от логистики будет зависеть, сможет ли третья линия работать на полную мощность, потому что газовозы арктического класса Arc7 будут в полном объеме построены только через год. В то же время, говорит он, запуск завода на год раньше позволит компании ускорить окупаемость проекта. Впрочем, по его мнению, это не имеет принципиального значения, так как в целом с учетом известного объема ресурсной базы компания не сможет произвести больше СПГ, чем запланировано.

Консультант Vygon Consulting Екатерина Колбикова не ожидает проблем с логистикой, поскольку НОВАТЭК еще в августе обратился к судовладельцам с просьбой досрочно поставить танкеры Arc7 и в декабре у компании будет девять таких судов из изначально заказанных 15. Одновременно НОВАТЭК фрахтует танкеры Arc4, которые способны вывозить СПГ с Ямала зимой при условии ледокольной проводки. Кроме того, компания 21 ноября начала перевалку СПГ с ледовых танкеров в обычные «борт о борт» в Хоннингсвоге в северной Норвегии — это позволяет сократить плечо ходки для танкеров Arc7 и, соответственно, их необходимое количество.

Екатерина Колбикова отмечает, что проект реализовывался модульно под ключ, поэтому успешный запуск первой линии (когда была построена большая часть инфраструктуры для всего проекта) задал опережающую динамику и для последующих этапов. По расчетам аналитика, ввод третьей линии на год раньше позволит «Ямал СПГ» заработать порядка $2,5 млрд только за счет реализации дополнительных объемов СПГ. Эксперт отмечает, что компания планировала строительство «Ямал СПГ» параллельно с рядом компаний, которые собирались построить проекты по сжижению газа в США. «В итоге российский завод сумел достаточно быстро законтрактовать все будущие объемы, и в новой волне СПГ-проектов он вышел одним из первых»,— говорит она. Екатерина Колбикова отмечает также, что НОВАТЭК изначально грамотно выбрал ресурсную базу — Южно-Тамбейское месторождение с легкоизвлекаемыми сеноман-аптскими запасами газа, но при этом со значительным содержанием конденсата.

Автор: Ольга Мордюшенко 

Источник: Коммерсантъ, 22.11.2018


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики